Главная > Тексты > Канифольский И.Б. Мировоззренческие аспекты отношения к кризису как часть процесса психотерапии

Канифольский И.Б. Мировоззренческие аспекты отношения к кризису как часть процесса психотерапии

Психотерапевты всегда имеют дело с кризисом - это наша профессия. Наиболее часто в нашей практике встречаются внутриличностные кризисы, и мы хорошо знаем его «клинику». Глобальный кризис в этом плане имеет массу подобий. У множества людей появляется потребность говорить не только об отношениях с самим собой, не только о своих чувствах и переживаниях, но и об отношениях с миром в целом, с его социальной и экономической составляющими, и о роли в этом мире того, что именуется рынком. В последнем понятии также много подобий, как с обыденной жизнью, так и с психотерапией: мы обмениваемся чувствами и отношениями, и далеко не всегда этот процесс сбалансирован, в нем также случаются инфляции чувств, дефолты доверия, неоплатные долги и т.д.

В России мы имеем дело с кризисом уже не первый год, но с наступлением того, что называют глобальным кризисом, исчезает последнее поле для проекций благополучия и надежды, что «где-то там – лучше», и мы остаемся один на один с миром. Миром, требующим переосмысления и возвращения к мировоззренческим аспектам.

Эта сфера настолько обширна, что о ней можно говорить долго. Поэтому затрону лишь несколько аспектов, которые мне кажутся важными. Речь идет об идеях, которые, будучи глубоко осмысленными и принятыми, могут значительно повысить устойчивость психики в эпоху перемен.

Во-первых, это идея о постоянстве мира. Многие люди живут с более или менее устойчивыми (тем не менее – иллюзорными) представлениями о том, что окружающий мир является чем-то незыблемым, неизменным и существующим в том виде, в каком они привыкли видеть с рождения. Разумеется, при этом они крайне болезненно переносят все перемены, происходящие в этом мире, и реагируют на них либо страхом, либо агрессией, стараясь всеми силами защитить ту картину мира, которую они имеют.

Как правило, этому сопутствует такой же фиксированный образ Я. Люди считают себя сложившимися, сформировавшимися с детства или с юности, с момента окончания воспитания и получения образования, и так же старательно оберегают этот образ от всех импульсов к изменению, которые приходят из внешнего или внутреннего мира, вытесняя, проецируя их и применяя все те формы психологической защиты, которые многократно описаны.

Этой цели также служит стимулированное рекламой потребление (нередко – не слишком нужных или даже вообще - не нужных) товаров и услуг, которое в этом случае носит "защитный" характер и ориентировано не на истинные желания и потребности индивида, а на то, что диктует мода, реклама, соображения статуса и т.д. Поскольку окончательное решение задачи, которую преследует такой тип потребления – сохранить, защитить или поддержать фиксированный образ Я, что, в общем-то - нереально, то потребление в этом случае растет непрерывно. – Типично невротический паттерн.

На обеспечение сохранности этого образа Я направлено и особое отношение к бизнесу, под которым можно понимать любое занятие, приносящее средства к существованию «на определенном экономическом уровне». Бизнес в этом случае не преследует цели получения удовольствия от деятельности, а ориентируется исключительно на прибыль, вплоть до патологического стремления - получить ее любой ценой. Это порождает мошенничество, жесткую, почти или даже реально криминальную конкуренцию, в которой (в отличие от планомерного развития) всегда велика угроза дефицита ресурсов, что, на том или ином этапе вызывает балансирование на острой грани неплатежей и кризисного развития.

Кризис рассматривается в этом случае не более, чем некая «поломка» в якобы отлаженном механизме, которую нужно устранить. Это еще одна аналогия отношения невротика к своим симптомам.

Что же является альтернативой такому отношению к миру?

Во-первых, признание изменчивости мира. Мир, в котором мы живем и частью которого являемся - изменчивый мир. Он постоянно находится в движении, и постоянны в нем только перемены. Начиная с атомов, которые в свою очередь тоже состоят из частиц, являющихся, в конечном счете, не чем иным, как сгустками вращающейся энергии. И заканчивая Вселенной, которая также движется и в которой каждый день зажигаются и исчезают новые звезды.

Если взглянуть на исторический процесс, то он подтверждает эту идею: на протяжении известного нам времени сменили друг друга несколько цивилизаций, появлялись, существовали и исчезали города, страны и целые империи. Все это является непрерывным процессом изменений, и мы - часть этого процесса, мы находимся в нем, мы не являемся исключением.

Все живое на этой планете рождается, растет, расцветает, старится и умирает. Все неживое поглощается энтропией, если не преобразуется и не поддерживается живым. Предметы вокруг нас находятся в медленном процессе разрушения, хотя это не так заметно. Ценность золота и предметов старины также является иллюстрацией этой мысли. Золото мало подвержено разрушению. Древнее является ценным не из-за его потребительской стоимости, а именно потому, что уцелело от разрушения. Но и они не являются вечными, какие бы усилия по их сохранению мы ни предпринимали.

Аналогичным образом обстоит дело и с нашим Я. На протяжении всей своей жизни мы испытываем новые чувства, узнаем что-то ранее неизвестное или неизведанное, или меняем наши представления об известном. Этот процесс непрерывен, мы не можем его остановить, а нередко – вне наших сил что-то изменить в нем. Все, что нам остается - это приспособиться к этим изменениям, преодолеть свою инертность, и направить свои усилия на развитие собственной личности.

Когда идет речь о развитии, обычно подразумевается раскрытие внутреннего потенциала личности. У каждого есть какие-то качества, навыки и способности, которые человек может развивать, если он хочет развития, успеха и признания этого успеха значимыми окружающими . Если попытаться вывести общее направление такого развития, то следовало бы вспомнить о том, кто во всех культурах считается "хорошим человеком"? Как правило, это человек хорошо образованный, деятельный, доброжелательный, способный к сочувствию и пониманию, а также обладающий достаточной мудростью и здравым смыслом, чтобы помогать другим. Не богатство определяет личность, а ее внутреннее содержание.

Не уровень потребления определяет масштаб личности, а уровень ее развития. Потребление должно носить осмысленный и осознанный характер, а не становится целью всей жизни. Среди наших клиентов есть люди с высоким и даже запредельным уровнем потребления, но это не принесло им удовлетворения и душевного покоя.

Потребление должно ориентироваться не на телесные, а на духовные потребности, в первую очередь – на потребность находятся в гармонии с окружающим миром.

Современный мир предоставляет массу возможностей для этого. Фактически, любой информационный запрос может быть удовлетворен. При этом меняется и отношение к бизнесу, который из средства получения прибыли становится способом самореализации и путем к общественному признанию. Но дело не только в изменении отношения к бизнесу - меняется его внутреннее содержание: он становится более нравственным, и все те приемы маркетинга и клиент-центрированного сервиса, которые используются, наполняются иным смыслом и перестают быть только средством "выколачивания" денег из клиента. К сожалению, в наше время даже психологи, специализирующиеся как «бизнес-тренеры продаж», ориентированы не столько на изменение психологии их клиента-бизнесмена, сколько на психологию стимуляции спроса его клиентов, как средства увеличения прибыли. Эти идеи обычно чрезвычайно примитивны и легко выхолащиваются, что быстро замечают люди по обе стороны прилавка, и с обеих сторон нарастает чувство неудовлетворенности происходящим и ощущение нестабильности.

Ориентация на общественную пользу и значимость намного более устойчива и практически не зависит от внешних обстоятельств. С этой точки зрения кризис становится как раз тем местом и временем, когда мы имеем наибольшие возможности для переосмысления своего места в этом мире и развития.

Возможно, кому-то эти идеи покажутся утопическими. Но, если вдуматься, они в наибольшей степени соответствуют реальности. Приближение к ним может происходить постепенно, по мере их осмысления и принятия. Не уверен, что всем это удастся. Но уверен, что принятие идеи изменчивости и осмысленности собственного бытия приведет к большей стабильности взгляда на мир. Обстоятельства не вечны, а вечные ценности все-таки существуют. И эти ценности соотносятся не с внешним, а с нашим внутреннем миром.

Игорь Канифольский,
Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги,
преподаватель Института практической психологии "Иматон"
(текст взят из выступления на III Международном Саммите
"Успешные психологи - обмен опытом" (5 июня 2009 года).