Главная > Тексты > Наталия Нефедьева. Творческая регрессия и эмпатия в этюдах о литературе И. Ермакова.

Наталия Нефедьева. Творческая регрессия и эмпатия в этюдах о литературе И. Ермакова.

Наталия Нефедьева.

Творческая регрессия и эмпатия в этюдах о литературе
И. Ермакова.

Как змей на сброшенную кожу,
Смотрю на то, чем прежде был.
В. Брюсов «У себя», 1901

1. Метод «органического понимания» И.Ермакова и эмпатия.

Следует заметить, что в русской культуре не сложилось устойчивой традиции чтения Фрейда, и такая ситуация требует спецального осмысления. Однако, можно предположить, что этот факт имеет как свои отрицательные, так и свои положительные стороны. С одной стороны, такой «пробел» в культурном контексте создает трудности перевода и чтения психоаналитической литературы, иногда чрезмерно перегруженной специальными терминами, которым нет однозначного толкования. Психоаналитические тексты все еще непривычны русскому слуху, как «иностранная речь», для понимания которой требуется значительное усилие и длительное обучение; она воспринимается как что-то чуждое, как инородное тело внутри организма. С другой стороны, отсутствие «школы» чтения психоаналитических текстов создает уникальную ситуацию прочтения их «с листа», минуя те штампы и пиетет, который неизбежно приходится преодолевать психоаналитикам, воспитанным в той или иной психоаналитической традиции.
В этом смысле «русская психоаналитическая традиция», начавшаяся в 20-е годы, как бы оживает в современности и во многом «попадает» в сложившуюся в наше время ситуацию пересмотра базовых психоаналитических понятий с точки зрения современной парадигмы. И, как представляется (или как хотелось бы думать), тексты Ермакова, не содержащие какой-то строго выстроенной «теории», тем не менее, могут являться источником многих открытий, удивительным образом совпадающих с открытиями современного гуманитарного знания.

Полный текст статьи