Главная > Блоги > Читая З.Фрейда.

Читая З.Фрейда.

ТЕМА   : Читая  «Неудовлетворенность культурой» З.Фрейда.

К  160-летию со дня рождения З.Фрейда.

I.Введение. Чтобы ,по возможности, более полно представить  события ,предшествовавшие написанию этой работы ,кратко представлю события 1929 года из жизни З.Фрейда , его профессиональной деятельности и событий в окружающем мире.

 Работа «Недовольство культурой» написана в 1929г, опубликована в  конце 1929г , по другим источникам – в 1930 году. Фрейд написал эту работу за сравнительно короткий срок, лето 1929г- ноябрь 1929г.

Это говорит нам о том, что Фрейд  долгое время вынашивал идею  о изучении феномена удивительной враждебности к культуре.

1929г:

По настойчивой просьбе Марии Бонапарт Фрейд соглашается пригласить  в качестве лечащего врача   терапевта  доктора Макса Шура. Последнее десятилетие жизни Фрейда Шур был всегда рядом с Фрейдом.

Май 1929г: К.Г.Юнг публикует статью  » Противоречия Фрейда и Юнга». В статье подчеркивается склонность Фрейда как психолога « рассматривать человека под углом его дефектов и патологии» .Юнг пишет: Фрейд был во многом не прав, отказавшись от философии. Он никогда не критикует свои исходные психологические предпосылки…ведь критика своих собственных положений, наверное, лишила бы его возможности наивно изложить свою оригинальную психологическую систему».

Лето 1929г. : Находясь в Италии, Фрейд начинает  писать книгу, первоначально названную  « Несчастье в культуре» ( др.источник-  Пьер Бабен ,французский ученый, называет эту работу «Болезнь цивилизации»), в ноябре рукопись готова к изданию под названием  « Недовольство культурой».Книга опубликована 12-ти тысячным тиражом, который быстро разошелся. Мысль Фрейда в этой работе, как и в работе 1927г(Будущее одной иллюзии).   разворачивается в сторону размышлений о религии и цивилизованной сексуальной морали в связи со значительными усилиями, которых требует культура, чтобы подавить  сексуальные влечения и отказаться от их  немедленного удовлетворения.  Бабен  говорит:  « Для него совершенно ясно, что цивилизация хочет слишком многого от ребенка, который живет в каждом из нас. Поэтому он так мало  верит и в общественные институты и в способность человека адаптироваться к предложенным условиям, и в его добровольный отказ от влечений».[ П.  Бабен. Зигмунд Фрейд. Трагик в возрасте науки.Москва.2003.]

Отметим, что сам Фрейд не проводит разграничения этих терминов. Он изучает извечное противопоставление  природного  и общественно обусловленного , отмечая ,что именно этот феномен отражает порождаемые культурными запретами неврозы.

Осень 1929г.  Фрейд   в Берлине на длительном лечении.

Декабрь 1929г. Фрейд пишет предисловие к 8-му изданию Толкования сновидений.

·         1929г. -В  конституцию Австрии внесены изменения, означавшие начало фашизации государственного строя в стране[Луков В.А ,Луков В.А. Зигмунд Фрейд. Хроника-хрестоматия.Москва.:1999].

·          В этом  же году прошел 11 Международный психоаналитический Конгресс в Оксфорде. До конгресса удалось предотвратить раскол общества по вопросу о непрофессиональном анализе, поэтому, как сказал   Э.Джонс, «Оксфордский Конгресс прошел приятно и мирно».Президентом Международного психоаналитического общества избран М. Эйтингон.

 

 

II.Что дала эта работа мне   как  психоаналитику .

 Необходимое пояснение, эта часть доклада создана  по типу свободных ассоциаций. Такое своеобразное эмоциональное эссе . По мере надобности  я  часто обращалась к  работе «Неудовлетворенность культурой»  и шла следом за  своими информационными потребностями. . При каждом прочтении текста  высвечивались те идеи автора, на которые ранее  я  не обращала внимание…И, конечно же, развивалась  и моя профессиональная компетентность.

 

*Выяснение отношений Я и ОНО, Я и Сверх-Я,….

«Мы затрагиваем общую проблему сохранения психического—вопроса почти неразработанного, но настолько увлекательного и значительного, что мы  должны уделить ему часть нашего внимания, даже  без достаточного на это повода»…   « В  душевной жизни ничто, раз появившись, не может исчезнуть…..   при достаточно далеко идущей  регрессии, может опять всплыть на поверхность»… [«Неудовлетворенность культурой».] Из работы  З.Фрейда .  «Я» и « Оно» :  «Быть сознательным» есть чисто описательный термин, ссылающийся  на наиболее непосредственные и наиболее надежные  восприятия.  Состояние осознанности быстро проходит, осознанное сейчас  представление  в следующий момент делается неосознанным, но может снова вернуться в сознание»… Эта работа  заставила меня углубиться  не только в работы З.Фрейда ,но и перечесть философскую  монографию С.Л.Рубинштейна  « Бытие и сознание» 1957года.  Мои затруднения  при первом прочтении статьи «Я и Оно»  были вызваны следующей идеей З.Фрейда: «Нельзя забывать, что «Я» является  особенно дифференцированной частью  «Оно».Переживания  «Я» кажутся сначала потерянными для наследования, но если они  часто и достаточно сильно повторяются у многих следующих друг за другом поколений  индивидов, то они превращаются в переживания «Оно». Наследственное  «Оно»  вмещает в себя  остатки  бесчисленных жизней «Я», и когда  « Я» черпает свое  « Сверх-Я»  из «Оно», то оно ,может быть, лишь восстанавливает  более старые образы «Я»,осуществляет их воскрешение.».  Неоднократный возврат к тексту  статьи « Страх и жизнь влечений» (32 лекция З.Фрейда) расширял мои познания о том ,что происходит в психике ,каким образом все структуры взаимодействуют и между собой и с внешним миром. Сейчас можно сказать и так : мир внутренних объектов и мир внешний. Подчеркну, интеллектуальное  удовлетворение  я получила  после прочтения работы Фрейда « Абрис  психоанализа»,изданной на русском языке  в 2015г. Сожалею, что я не могла прочесть ее раньше всех других работ З.Фрейда.  Нашла ответы на занимавшие меня вопросы. Что такое Оно и как же эта часть психического аппарата формируется? Как действует Я? В  какие взаимодействия вступает Я с  Оно и со Сверх-Я?. «Действие Я тогда является корректным, когда оно одновременно удовлетворяет требованиям Оно,  Сверх-Я и реальности, то есть умеет  примирить  между собой их притязания. Детали связи между Я и Сверх-Я становятся совершенно понятными при возведении их к отношениям ребенка и родителей….Оно и Сверх-Я при всей своей фундаментальной различности демонстрируют совпадение в том , что оба  репрезентируют влияния прошлого,  Оно-  унаследованного , Сверх-Я,  -- перенятого от других, Я главным образом определяется через пережитое самим, то есть через акцидентное и актуальное» [ З.Фрейд. Абрис психоанализа. Критически-историческое исследовательское издание./пер.с нем.; под ред.С.Ф. Сироткина.—Ижевск: ERGO,2015-VIII.-114с+1CD]. Да, иногда очень  хочется изучать труды великих  мыслителей  ретроспективно, начиная от последних работ  . Но что бы это дало мне для профессионального развития?

 

 

*«Океаническое чувство»--что же это такое?. Сам Фрейд говорит, что у себя он не нашел это чувство..Океаническое чувство не поддается характеристике через физиологические описания, « не остается ничего другого, как учитывать содержание представлений, наиболее с этим чувством  ассоциативно связанных» …. «Чувство может стать источником энергии только  в том случае, если оно само по себе является выражением какой-то сильной потребности. Мне кажется ,однако, неопровержимым тот факт, что  религиозная потребность проистекает из инфантильной беспомощности и вызванного   ею влечения к отцу, тем более что это чувство является не только простым продолжением чего-то заложенного в детстве, но и постоянно поддерживается страхом перед всемогуществом судьбы.»  З.Фрейд подчеркивает, что «не мог бы назвать ни одной другой ,возникшей в детстве потребности, которая  могла  бы по силе приблизиться к потребности в покровительстве отца. Тем самым  роль «океанического» чувства  ,которое могло бы быть направлено, например, на восстановление неограниченного нарциссизма, оттесняется на второй план. Истоки религиозных представлений могут быть  четко прослежены вплоть до чувства  детской беспомощности…» ( « Неудовлетворенность культурой»). В психоаналитической  работе с пациентами идеи Фрейда ,заложенные в этой работе , помогают мне сохранять и удерживать наблюдающую позицию, наблюдающее Эго  при исследовании аффектов,  психотических проявлений у некоторых клиентов,  проявлений религиозного и др. видов фанатизма. Психоаналитическая  работа с детьми и подростками  во многом опирается  на возникающие проекции/интроекции, понимание работы механизмов проективной  и интроективной идентификаций, которые, так или иначе, проявляются в  трансферно-контртрансферных  взаимодействиях. К слову,  и  не только в работе с детьми.

 

Аналитический процесс  чем-то  неуловимо схож с  взаимодействием  в диаде  «мать –дитя». Отмечу, размышления над  смыслом понятия  «океаническое чувство»  привели меня к серьезному изучению работ  психоаналитиков французской психоаналитической школы , а именно  А.Грина, С .Лебовиси ,  Д.Брауншвейг ,М.Фэна,Р.Руссийона, К.Смаджи  и др. «Мать может помочь своему ребенку стать самостоятельной личностью и почувствовать, что жизнь- это созидательное и увлекательное приключение, только если она  в своей психической реальности находится в контакте с третьей стороной—психической репрезентацией отца» [.А.Жибо,А.Рассохин. Психоанализ во Франции или как научиться жить с неопределенностью.//Французская психоаналитическая школа.-СПб.: Питер,2005-576с.]

 

*Возврат к  работе З.Фрейда  Тотем и Табу.  « При расправе с отцом сыновья убедились на опыте, что объединение может быть сильнее каждого в отдельности…Предписания табу были первым  «правом»… В работе «Тотем и табу» находим ответ на вопросы- почему отец должен быть уничтожен, должен страдать, в чем смысл его  «трагической вины»…. «Он должен пострадать, потому что он  праотец, герой той великой доисторической трагедии…., а трагическая вина, это та, которую он должен взять на себя, чтобы освободить от вины хор … В  Эдиповском комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет  ядро всех неврозов, поскольку они  до сих пор оказались доступны нашему пониманию…И эта проблема душевной жизни народов может быть разрешена, если исходить из одного только конкретного пункта, каким является отношение к отцу.  Может  быть, в эту связь нужно ввести даже другую психологическую проблему»[ Цитируется  «Тотем и табу.//По ту сторону принципа удовольствия.М.: ООО «Издательство АСТ»,2001-624с]; далее  в тексте речь идет об амбивалентности чувств к одному и тому же объекту. Всем нам знакомо народное выражение  « кого люблю, того и бью», понимается  как ненависть».  Как часто в отношениях внутри  семей, и в других группах  мы встречаем и  амбивалентность отношений  к инаковой позиции  одного из членов  группы, и ярко выраженную  ненависть ...Любим , образно выражаясь, принимаем творчество поэта  или теорию ученого ,только после ухода их в мир иной… Примеров достаточно и в истории психоанализа и в истории взаимоотношений культуры и цивилизации. Ассоциации по двум работам  З.Фрейда   привели меня  к пониманию  своего места  в профессии—не хочу быть отцом, так называемым гуру-всезнайкой, вершителем судеб. Роль отца или «Владычицы морской»  меня как профессионала не привлекает, мне  нравится заниматься любимым делом, то есть  постепенно становиться мастером . Хотя, начиная профессиональную деятельность ,  кто из  нас не мечтал о великих свершениях

* Очередное прочтение и  другое восприятие  работы «Будущее одной иллюзии»… Рамки доклада не позволяют представить здесь свои рассуждения .

*Личное открытие -- З. Фрейд   как философ!  Перечитала «Диалоги Платона с Сократом. ПИР».

Дополнительно отмечу, что захотелось  обратиться и к работам современных философов и психологов  в поисках ответа на вопросы о взаимосвязи культуры и цивилизации ( Это и русский  писатель М. Пришвин:  «культура – связь людей, цивилизация – сила вещей , сила внешнего принуждения культуры», и философ М. Мамардашвили,  психолог Л.С .Выготский и его «Культурно-историческая  теория развития психики»,  современные отечественные  психологи  и психоаналитики В. Зинченко , В.Лейбин, Е.Моргунов, , М. Решетников ,В .Мазин.). ..

 

 « Вопрос о смысле человеческой жизни  ставился бесчисленное количество раз»… Стремление людей к счастью имеет две стороны «положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия , с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения , с другой»… Постепенно мы приходим к  углублению  понимания взаимосвязи влечений к жизни и  к смерти—Эроса и Танатоса.» Перемещение  либидо крепко цепляется за объекты этого мира и обретает счастье путем эмоционального отношения с ним»…Фрейд имеет в виду  « ту ориентацию в жизни, которая ставит любовь в центр всего и все удовлетворение видит в том, чтобы любить и быть любимым.»

…Проводя аналогию  между культурным и индивидуальным развитием, Фрейд предполагает, что у  общества формируется некое  Сверх-Я, оказывающее влияние  на развитие культуры.   «Сверх-Я любой культурной эпохи имеет тот же источник, что и Сверх-Я индивида». Культурное развитие массы и индивидуальное развитие так переплетаются и сочетаются друг с другом, что многие свойства Сверх-Я  легче обнаружить, наблюдая за  поведением культурного сообщества, а не индивида… Сверх-Я культуры формирует свои идеалы и требования, к которым относятся и объединяемые под именем этики требования к взаимоотношениям между людьми..Этика обращается к тому пункту, в котором легко распознать самое больное место культуры.»  .Этику можно понять как попытку терапевтического воздействия, как  усилие достичь с помощью заповедей Сверх-Я того, что не сумела сделать вся остальная работа культуры… ...  Исходя из этого, предполагаю -  в работе  «Неудовлетворенность культурой» заложены и основы профессионального этического кодекса.

 

 

 

*…И еще один философский вопрос—есть ли путь  к освобождению от зла? «Коммунисты полагают ,что они нашли путь к освобождению от зла…я никоим образом не хочу вдаваться в экономическую критику коммунистической системы, я не могу исследовать вопрос: достигает ли цели и имеет ли преимущества отмена частной собственности. Но я могу установить, что психологическая предпосылка для такой отмены—безмерная иллюзия. С отменой частной собственности у человеческой агрессивной страсти отнимается одно из орудий, сильное ,конечно, но отнюдь, не сильнейшее. Этим ничего не меняется в агрессивности, злоупотребляющей в своих целях различиями во власти и влиянии, ничего не меняется  и в сущности агрессивности. Она не была создана  собственностью, она почти безгранично господствовала в первобытные времена….»  

Фрейд   дает свое понимание культурной революции в СССР, подчеркивая, что уничтожение частной собственности  не уничтожит природную человеческую агрессивность « Становится понятным, писал Фрейд,- что попытка  создания новой, коммунистической культуры в России находит свое психологическое подкрепление в преследовании буржуазии. Можно лишь с тревогой задать себе вопрос, что будут делать Советы ,когда они уничтожат всех буржуев»[ Цитируется по В.А Луков и В.А. Луков. Зигмунд Фрейд. Хроника-хрестоматия . Москва.: 1999.]

Из переписки Фрейда с Арнольдом Цвейгом:  « Когда от Фрейда требовалось подписать сочиненное  А. Цвейгом выражение симпатии Советской России и коммунизму, он отказался, ссылаясь на свои либеральные позиции»[ Цит.  по Энциклопедии  глубинной психологии.1 том, с .118.] Здесь Фрейд для  меня—человек с  твердыми убеждениями… Тому подтверждение нашлось  в работах  Фрейда : «Моисей»  Микеланджело; Добавление к работе  о « Моисее» Микеланджело; Человек по имени Моисей и монотеистическая религия.… И Фрейд открывается как социальный психолог, антрополог.

Есть много вопросов ,на которые невозможно найти однозначные ответы…

 З.Фрейд  говорит  с нами в каждой из  своих работ. « …Я не осмеливаюсь   предстать  перед своими ближними в роли пророка и принимаю их упрек в том, что не могу им принести никакого утешения, а ведь, этого, по существу требуют все--- самые ярые революционеры с не меньшей страстностью, чем самые примерные верующие…Вопрос судьбы рода человеческого  зависит от того, удастся ли развитию культуры и в какой мере  обуздать человеческий  первичный позыв  агрессии и самоуничтожения, нарушающий сосуществование людей. В этом отношении, быть может, как раз современная эпоха заслуживает особого интереса….Следует надеяться , что другая из двух «небесных сил»--вечный Эрос –сделает усилие, чтобы отстоять себя в борьбе со столь же бессмертным  противником. Но кто может  предвидеть исход борьбы и предсказать ,на чьей стороне будет победа?» [З.Фрейд. Неудовлетворенность культурой. 1929г]. Через 12 лет  этой статье исполнится 100 лет.  Актуальность этой работы и в 21 веке  трудно оспорить.

Заканчивая  свой доклад, подчеркну, что  еще не скоро закончится мое взаимодействие с  текстами  З .Фрейда, как не остановится  и познание смыслов  ,заложенных в  его работе  «Неудовлетворенность культурой».

Стефан Цвейг:  Зигмунд Фрейд сделал человечество более сознательным; я говорю, более сознательным, а не более счастливым..Ни разу не указал Фрейд человечеству, утешения ради, выхода в уют, в эдемы земные или небесные, а всегда только путь к самим себе, опасный путь в собственные свои глубины…Всеми элементами более совершенного и более нравственного развития мы и новый наш мир обязаны в первую очередь этому человеку, имевшему мужество знать то, что он знал, и притом еще троекратное мужество—навязывать свое знание негодующей и трусливо отвергающей его морали.

[ С.Цвейг. Зигмунд Фрейд. СПб.,: Издательство  «Азбука»].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Текст в форме web-доклада был представлен на I Международной научной встрече "Читать Фрейда",которая состоялась 1-3 декабря 2016г в Удмуртском государственном университете( г.Ижевск).