Главная > Блоги > Как я пришла в психологию.

Как я пришла в психологию.

Занимаясь профессионально психологией уже больше 15 лет, все больше влюбляюсь в человека, в его потрясающий сложный, всегда очень индивидуальный мир, удивляюсь, высоким человеческими порывами, самоотверженностью людей, способностью жертвовать собой. У всех нас есть внутрипсихические конфликты, все мы подвержены психосоматическим срывам при стрессе, у всех бывают постыдные фантазии и кошмарные сновидения, все мы, без исключения, горюем по ушедшим близким нам людям. Каждый из нас укрывает в своей внутренней вселенной множество «персонажей» — частей самого себя, которые порой действуют наперекор друг другу, вызывая противоречия и душевную боль. И мы почти незнакомы с этими скрытыми актерами и их ролями. Хотим мы этого, или нет, наши внутренние персонажи постоянно стремятся на сцену, чтобы сыграть свои трагедии и комедии. И хотя мы редко берем на себя ответственность за наши тайные театральные постановки, их постановщики находятся в нашей собственной голове. Более того, именно этот внутренний мир с его репертуаром определяет большую часть того, что случается с нами в мире внешнем.

Поэтому психоаналитику так важно уметь слушать, замечая и улавливая то, что хочет сказать ему пациент — ведь очень часто мы не замечаем, как снова и снова мы разыгрываем в нашем настоящем старые сценарии, переносим прошлое в новые отношения и порою слишком поздно обнаруживаем, что снова испытываем уже в других отношениях всю ту же знакомую душевную боль.

Это не так легко — признать, что мы являемся режиссерами и сценаристами своей собственной жизни. Но такой взгляд на вещи таит в себе надежду, что если это так — то в наших руках находятся и нити, потянув за которые мы можем изменить ее к лучшему. Однажды, моя клиентка, на вопрос: «Кем вы себя ощущаете?», ответила: «Я — дочь своих родителей». И в этом она была очень точна, хотя передо мной сидела симпатичная сорокалетняя женщина, домохозяйка, мать двоих детей. Она никогда не мыслила себя вне границ родительской семьи, рано создала свою — вышла замуж, родила двоих детей, никогда не работала. И теперь дети выросли и программа, которая была списана с родительской семьи стала давать сбой, потому что современная жизнь изменилась. Теперь не принято начинать стариться в сорок лет. Она жаловалась, что не знает, что теперь делать, ощущает пустоту и бессмысленность, говорила что «потеряла себя». Мысль о том, что пришло время реализовывать какие-то другие сценарии пугала ее — она боялась людей, боялась искать новые интересы, боялась собственной сексуальности. Работа по отделению себя от родительских сценариев заняла довольно много времени — почти два года. Постепенно узкий диапазон быть «зажатой между раковиной и плитой» стал меняться, и она стала смотреть не внутрь своей маленькой кухни, а вовне — для начала в окно. Потом стала фотографировать забавные моменты, что видела там, на камеру телефона. Потом купила фотоаппарат… Потом пошла на курсы фотографии.. Потом… В общем, ее история, написанная ею самой в подростковом возрасте, когда так хотелось быть похожей на маму, изменилась — она больше не должна была быть «рабочей машиной, которая обеспечивает быт». Теперь она могла быть женщиной — со своими собственными желаниями, интересами и стремлениями двигаться дальше.

Примеры можно множить и множить. Но у каждого из нас есть любимые сценарии, которые мы с готовностью реализуем их в жизни. Работа с психологом помогает лучше понять себя, взяв из нашего прошлого то, что нам важно и дорого и оставить в нем то, что мешает жить с удовольствием. Психоанализ помогает тем, кто забыл (или никогда не знал) о том, что внутри у нас существует и живет, подчас совершенно беззвучно, наш собственный внутренний театр, который иногда только и может, что стучаться в стены сознания через чувства или события, переживаемые нами как травмирующие. Но, как говорил Жан Поль Сартр: «Хотите, чтобы ваши персонажи жили — освободите их!». Это приносит облегчение и свободу жить так, как мы хотим.

Мы рады были видеть Вас на нашем сайте&

Комментарии

Збитнева М.в.