Главная > Блоги > «О принципе “Нейтральности”. Формирование психоаналитической традиции: Фрейд и Ференци.

«О принципе “Нейтральности”. Формирование психоаналитической традиции: Фрейд и Ференци.

 

Шандор Ференци (1873-1933гг) – венгерский психоаналитик, один из наиболее заметных единомышленников Зигмунда Фрейда, был лидером, яркой фигурой того времени, выдающимся теоретиком и практиком психоанализа. Шандор Ференци внес большой вклад в развитие психоанализа. А лично я, была просто захвачена  и восхищена этой персоной.

В истории тесной и продолжительной дружбы Фрейда и Ференци, последний был адептом великого создателя психоаналитической техники. З.Фрейд постоянно работал над оттачиванием, созданной им классической модели психоанализа, он прояснял и осмысливал первоначально заданные условия. Ш.Ференци же, непрерывно задает вопросы, экспериментирует, революционизирует, опровергает сам себя и предлагает новые решения к классической модели психоанализа. В его понимании техники психоанализа исследователи выделяют три этапа: активная техника (1918-1926гг), гибкая (эластичная) техника (1926-1929гг), неокатарсис и взаимный анализ (1929-1933гг).

Интересным является то, что Ш.Ференци считал неэффективной классическую практику психоаналитического консультирования, но при этом он не отрицал основные концепты психоанализа Фрейда. Так, например, принцип нейтральности, так или иначе осмысливался и подвергался сомнению со стороны Ференци во всех трех его этапах понимания техники психоанализа. 

Нейтральность – это одно из требований классического психоанализа к профессиональной деятельности аналитика, предполагающей такую установку в процессе терапии, благодаря которой сохраняется объективное отношение к анализанту, не допускается в ход аналитической терапии собственных ценностей и идеалов, навязывание анализанту личного мнения и советов. Принцип нейтральности был положен Фрейдом в основу психоаналитического лечения. 

И здесь, Ференци совершает атаку на бездействие аналитика. Он считал З.Фрейда слишком интеллектуальным и ритуализованным психоаналитиком. Поскольку Ференци, в процессе своей практики вновь и вновь сталкивался с тем, что аналитическая нейтральность формализовывает терапию, вносит отчуждение, холод и недоверие в отношения аналитика и анализанта. Ференци настаивал на том, что аналитические отношения должны быть аутентичными и персоналистичными. В этой новой модели взаимодействия аналитика и анализанта основными ценностями стали искренность, честность, доверие и такт.

 И здесь, я присоединяюсь к позиции Шандора Ференци и позволю себе сделать личное отступление, поскольку из своего опыта знаю, как важно анализанту, порой увидеть аналитика «живым» человеком, а не просто «хирургом», то есть способным переживать и чувствовать, а порой помогает даже небольшое самораскрытие аналитика. В моем личном анализе, практически поворотной точкой всей терапии, стала реакция аналитика на мой рассказ о личных переживаниях, когда я увидела, что у моего аналитика увлажнились глаза. Именно тогда я поняла, что поведанная мною жизненная история, действительно была тяжелой и сложной, раз вызвала такую реакцию у давно практикующего аналитика, и не является частью моего воображения или нарциссизмом. Именно в этот момент, я по-настоящему почувствовала присутствие аналитика. Этот пример показывает, почему Ференци, после многолетней аналитической практики пришел к выводу, что клинические наблюдения и переживания неразделимы. И Ференци занялся разрушением эмоциональных стен, стоящих между ним и анализантом.

Столкновения З. Фрейда и Ш.Ференци являются источником опыта не только личного, но и играют особую роль в развитии психоанализа. Например, в современной психоаналитической литературе, взгляды Фрейда на нейтральность в психоаналитической терапии являются объектом дискуссий. Одни психоаналитики придерживаются установки на холодность чувств, другие пытаются внести уточнения во фрейдовское понятие нейтральности, а третьи – переосмысливают его.

Шандор Ференци внес большой вклад в развитие психоанализа, поскольку он не только повторял концепты Фрейда, а преобразовывал, развивал их, подвергал модификациям, а также имел смелость и отвергать многие из них, совершать атаки на психоаналитическую теорию, выявляя ее сложные вопросы и, давая ей, тем самым, дальнейшее развитие.