Главная > Блоги > О важнейших датах в истории психоанализа и одном значимом последователе З. Фрейда.

О важнейших датах в истории психоанализа и одном значимом последователе З. Фрейда.

 

Когда мы говорим о психоанализе, то, конечно же, мы имеем в виду его основателя, Зигмунда Фрейда, и соответственно, история психоанализа развивалась вокруг этой значимой личности, а также его многочисленных последователей, критиков и отступников.

В истории психоанализа было множество ключевых и поворотных моментов, и все они, безусловно, важны и сыграли свою значимую роль. Но по моему мнению, первой важной датой становится 1897 год, это дата собственно «рождения», изобретения Фрейдом психоанализа, когда он начинает анализировать сам себя, то есть, начинает с самоанализа. Здесь же я считаю важным упомянуть тот факт, что Фрейду было легче работать вне зависимости от мнения других людей и организаций, и именно поэтому, как он писал В. Флиссу, его метод шел абсолютно собственным путем. Здесь же происходит, на мой взгляд, одно из величайших открытий Фрейда – понятие «психическая реальность» и становится центральной категорией психоанализа (соответственно здесь же Фрейд перестает опираться на теорию травмы, основанную на инфантильном соблазнении, и переходит к двухфазной модели травматизации). То есть, отношение между фантазией и событиями, которые могли стать его основой, требует теоретического осмысления, то есть, их нужно расшифровать, а потому, для Фрейда открывается новое, огромное поле для деятельности. В свете своих новых открытий, тогда же он начинает работать над одной из основных своих работ «Толкование сновидений», которую заслуженно называли «Библией психоанализа».

Следующим значимым событием в истории психоанализа я бы хотела назвать 1902 год – образование «Психологического сообщества по средам». Предложил его организовать В. Штеккель, впечатленный работой З.Фрейда, он был одним из его пациентов. Изначально, предполагались встречи в узком кругу для обсуждения психоаналитических мыслей и идей, но к 1902 году уже многие заинтересовались работой Фрейда и это были люди абсолютно разные: врачи, художники, писатели и издатели, музыковеды, но все они интересовались психоаналитическими идеями. Собрания проводились регулярно, и за шесть лет своего существования, сообщество только набирало популярность и позднее переросло в «Венское психоаналитическое объединение». Необходимо отметить, что образование этого сообщества было также и значимым событием в жизни самого Фрейда, так как до этого он несколько лет пребывал в «интеллектуальном одиночестве» после болезненного разрыва со значимыми людьми в его жизни – Й. Брейером и В. Флиссом. Поэтому, несомненно, Зигмунд был впечатлен и воодушевлен интересом к делу его жизни, это был «выход из изоляции». Еще этот исторический этап психоанализа важен и значителен появлением множества, впоследствии ставших известными, персон. Кто-то стал последователями и ярыми защитниками Фрейда и его идей, это М. Эйтингон, К. Абрахам, О. Пфистер, Келлер. Ш. Ференци, Э. Джонс и другие. Прочие, были членами сообщества какое-то время, а далее пошли своим путем, но при этом, не отрицая значимости психоаналитической мысли в своей деятельности – Рейтлер, Граф, Федерн. Но были и люди, кто жестко отступил от идей Фрейда, хотя поначалу были преданными его учениками и приверженцами его мыслей – это всем известные Адлер, Штекель и Юнг, которые изобрели собственные теории и пошли своим, совершенно иным путем и доставили немало хлопот основателю психоанализа (но моя работа не о них, хотя рассуждение об этих персонах и их значении в истории психоанализа весьма интересно и имеет благодатную почву). Нельзя не отметить, что этот период важен тем, что психоанализ стал принимать международное значение, начались международные контакты. Таким образом, психоанализ «вырос»  и распространился.

Далее, и последним, важным этапом в истории психоанализа, я хочу выделить 1913 год – это образование «Тайного комитета». Также в этом году Фрейд окончил работу над своим фундаментальным трудом «Тотем и табу», который, по мнению автора, «должен был окончательно отделить его ближайшее окружение от диссидентов». Ведь раскол в психоаналитическом сообществе мешал желанию Фрейда «чтобы дело его жизни не угасло вместе с ним, а психоанализ продолжал свое развитие и распространение». Именно эту цель и будет преследовать «Тайный комитет», а получил он свое название, так как его существование держалось в тайне, а действия не афишировались. Его основателем и председателем был Э. Джонс и состоял он из соратников Фрейда, которым он доверял. Комитет успешно существовал в течение как минимум десяти лет. Помогал не только развитию и распространению психоанализа, но и поддерживал по всему миру различные психоаналитические сообщества, библиотеки и институты. И, на мой взгляд, что очень важно, отражал различного рода нападки, на самого Зигмунда Фрейда, а значит, позволял ему плодотворно работать.

 В истории психоанализа, и вообще, в истории, Зигмунд Фрейд стал культовой личностью, и лично для меня он является таковым. Порой, даже сложно вообразить, как много он работал! Кроме изданных его работ, есть еще и не вышедшие в печать его очерки и заметки. Он опекал и курировал деятельность многих исследователей, сообществ и пр. Выступал с докладами в различных городах и странах, не прекращая своей психоаналитической деятельности со своими пациентами, а так же, при этом, не переставал анализировать себя! Вел активное общение и  переписку с большим количеством людей, среди которых были абсолютно разные люди. И здесь, мое внимание особо привлекла персона Оскара Пфистера – швейцарского лютеранского пастора, педагога и психоаналитика. Здесь я хочу сделать небольшое отступление, немного углубясь в свои размышления о выборе персоналии, для написания данной работы, ведь сначала, абсолютно ясным было желание написать о Карле Густаве Юнге, так как именно на него Фрейд, в свое время, возлагал большие надежды, считал наиболее талантливым и полагал своим преемником. Большое значение имеет то, что отличные от Фрейда взгляды Юнга, позволили развиться новому учению,  которое сделало свой вклад, но больше  в психологию. И здесь важно то, что Фрейд был атеистом и материалистом, а Юнг, предложил свою мировоззренческую систему, связанную с религией и мистическими учениями, и их пути разошлись. И именно тут, в этих размышлениях, я снова пришла к Оскару Пфистеру, ведь будучи пастором, то есть человеком религии, он был пропитан идеями психоанализа, а также до конца дней поддерживал дружбу с Фрейдом, и защищал его идеи от различных нападок. Их дружба и общение было основано и на взаимном уважении, так как Пфистер был заведомо не согласен с Фрейдом в отношении религиозных вопросов, (то есть, не смотря на расхождения их взглядов, история, как с Юнгом, не повторилась). Их дружба и переписка длилась 30 лет! до конца жизни Фрейда. Подтверждению их толерантности друг к другу, было и то, что Фрейд был закоренелым атеистом, и в этом ключе нам интересны его работы «Навязчивые действия и религиозные обряды», «Тотем и табу», а также «Будущее одной иллюзии». Во всех своих работах критика религиозных представлений осуществлялась Фрейдом с психологической точки зрения, при этом он не боялся подвергать критике не только отдельные религиозные учения, но и сам институт религии в целом. Фрейд говорил о бесполезности для человечества религиозных иллюзий, ошибочности ее постулатов. Не смотря на разность взглядов, Фрейд и Пфистер говорили свободно о религии, но каждый при этом придерживался своих идей, и при этом уважали друг друга. В первом своем письме, в 1909 году,  Фрейд выражает радость, по поводу того, что пастор интересуется психоанализом, и с удивлением отмечал, как хорошо мог бы разумный пастор воспользоваться методами психоанализа. Также и Пфистер в своих письмах много  говорит о том, что рад сотрудничеству с Фрейдом и спрашивает его мнения по разным психоаналитическим вопросам и делится своим опытом, интересными случаями и наблюдениями. В своем письме Фрейду от 1914 года, он выражает ему свою благодарность и говорит: «Вся моя научная деятельность благодаря Вам получила такой подъем, о котором я не мог и мечтать, Вы были постоянно толерантны к моим собственным установкам». Схожесть их взглядов была в том, что религия, как и психоанализ, преследуют одну цель – помочь человеку справиться со своими страстями и направить всё имеющееся в своем арсенале на благо развития индивида. Таким образом, Пфистер развивал психоаналитические идеи применительно к психологии верующих и к сфере религиозной терапии, то есть осуществил симбиоз, казалось бы, несовместимых учений и систем. Об Оскаре Пфистере говорят, как о «пасторе, обвенчавшем христианство с психоанализом». И потому, мы задаем себе вопрос: «Является ли пропасть непреодолимой?». И этот вопрос может быть применим к абсолютно любой стороне жизни человека и человечества в целом.