Главная > Филимонова О.В. Вклад аналитика в усвоение клиентом успешной интерпретации

Филимонова О.В. Вклад аналитика в усвоение клиентом успешной интерпретации

В своей работе с клиентами аналитик порой сталкивается с парадоксальным явлением: чем точнее оказывается его интерпретация (интерпретация оказывает воздействие на клиента в виде улучшения его Эго-функционирования и как следствие - видимого улучшения общего состояния), тем сильнее ухудшается состояние аналитика после предъявления ее клиенту (аналитик вместо удовлетворения от хорошо сделанной работы чувствует некоторую опустошенность, либо (чаще всего) - начинает испытывать сомнения «в правильности» происходящего, пытается сделать что-либо еще «более правильное», отчего состояние клиента постепенно ухудшается).
Чтобы избежать этих неприятных проявлений, аналитик может бессознательно начать задерживать (удерживать) интерпретацию; либо, сказав ее, начинает совершать действия, аннулирующие ее воздействие на клиента.
Попытки разобраться с этим неприятным для любого аналитика феноменом (надо сказать, что не всегда аналитик даже может его отметить для себя, а переживает - как ситуацию неких сложностей в терапии) привели меня к определенным выводам, которыми я хотела бы поделиться в данной работе.
В существующей литературе вопросу появления инсайта у аналитика и рекомендациям о том, как и когда будет оптимальным сообщить его клиенту в виде интерпретации уделяется много внимания. При этом описания того, что происходит ПОСЛЕ интерпретации, являются довольно однообразными и, несмотря на то, что разные авторы по-разному описывают происходящее, все сводится к тому, что аналитик, осуществивший интерпретацию, в дальнейшем автоматически занимает и удерживает по отношению к клиенту поддерживающую позицию, осуществляя проработку для преодоления его сопротивления изменениям. В реальности же наблюдаются существенные отклонения от такого идеального варианта развития событий: сталкиваясь с сопротивлением клиента, после интерпретации аналитик зачастую утрачивает свою нейтральную позицию и фактически присоединятся к сопротивлению клиента.
Аналитическое взаимодействие психолога и клиента сопровождается взаимными проекциями друг на друга неких «содержаний», которые начинают оказывать влияние на того, в кого они спроецированы. Результат такого влияния частично проявляется в виде отыгрывания тех «позывов к деятельности», которые содержатся в спроецированном материале. С другой стороны, эти «позывы к активности» могут побудить носителя этих проекций (аналитика) к их осознанию, что приводит к инсайту, продвигающему терапию вперед.
Важной, поэтому, является конкретизация таких проекций в форму, которая уменьшает отыгрывание и повышает вероятность инсайта. Под «конкретизацией», в данном случае, я понимаю называние этих проекций в рамках какого-либо понятийного поля, т.е. их объективацию.
Сразу обозначу, что в предмет моего рассмотрения не входит их описание языком аналитической психологии, поэтому я не соотношу процесс осуществления проекций с понятиями Архетипов и их динамики.
В своем исследовании я обращаюсь, в основном, к модели М. Кляйн и ее последователей, используя модель З. Фрейда в качестве сравнительной.
Для краткого изложения содержания работы необходимо определиться с некоторыми понятиями.
Можно говорить о том, что существует определенный класс высказываний, осуществляемый аналитиком, результатом которых является развитие Эго Клиента. Этот класс высказываний в данном случае мы обозначаем как «интерпретации».
Так как я обосновываю свои представления о происходящем в терапии после интерпретации в рамках кляйнианской модели, необходимо кратко обозначить то, что является важным для такого обоснования:
- с точки зрения М. Кляйн, структура Эго постепенно формируется из «частей» Значимых Других, при этом оно личностно оформлено как подражательная структура с самого начала (по выражению Хиншелвуда «Эго является амальгамой из отдельных личностей»):
«Развитие Эго главным образом происходит посредством интроекции в него объектов, что приводит к более или менее стабильной интеграции этих объектов, ассимилированных в Эго (Эго в большой мере структурировано ими) и ощущаемых как ему принадлежащие». [1 с.216]
- по поводу Супер-Эго: «Супер-Эго можно анализировать как НАБОР ВНУТРЕННИХ ФИГУР, называемых внутренними объектами, которые находятся в некотором отношении друг с другом, а также с Эго». [1 с.123]
«При развитии происходит постепенная ассимиляция Супер-Эго, осуществляемая Эго».
«Возросшая способность Эго принимать стандарты внешних объектов… связана с большей степенью СИНТЕЗА ВНУТРИ Супер-Эго и усиливающейся ассимиляцией Супер-Эго, производимой Эго». [1 с.258]
Поэтому Целью интерпретации является структурирование представлений о Значимых Других, не вошедших в Эго, которые переживаются субъектом как разделенные на отдельные фрагменты и управляемые посредством проективной идентификации Абсолютно Хорошие и Абсолютно Плохие частичные объекты.
Более четко эта идея структурирована Стрейчи в его понятии мутационной интерпретации: «успешная интерпретация позволяет клиенту увидеть, что его проекции на аналитика являются проекциями на него по отдельности одной из двух архаических фигур: исключительно Хорошей или фантастически Плохой.
Интерпретация происходящего позволяет клиенту интроецировать более реальный образ - смесь хорошего и плохого. Так аналитик посредством интерпретации начинает оказывать смягчающее воздействие, закладывая основание нового внутреннего объекта: менее архаичного, более реального, т.е. фактически аналитик становится «вспомогательным Супер -Эго». [1 с.43-44]
Необходимо отметить, что в отличие от классического психоанализа, где интерпретация подготавливается длительное время, совершается в несколько этапов и после интерпретации изменения в Эго-функционировании клиента, к которым она приводит, являются нестойкими, поэтому требуются повторные «показы», чтобы клиент адаптировался к изменениям (то есть эффект от интерпретации проявляется не сразу, а требуется этап ПРОРАБОТКИ), в кляйнианском анализе «успешной» интерпретацией считается только та, которая немедленно приводит к существенным изменениям в функционировании клиента.
В предлагаемой мной версии того, почему интерпретация может не усвоиться клиентом сразу (помимо ее «неидеальности») появляется еще одна причина, вызывающая нестойкость эффекта от интерпретации.
Такая нестойкость эффекта может проявляться также в тех случаях, когда интерпретация, будучи эффективной в течение какого-то, иногда очень короткого, времени - затем перестает оказывать мутационный эффект.
Для того, чтобы разобраться в причинах происходящего, необходимо рассматривать не только процессы, протекающие в психическом аппарате клиента до и после интерпретации, следует также учитывать аналогичные процессы, протекающие в психике аналитика.
В идеальном варианте после того, как в результате успешной интерпретации спроецированные в аналитика частичные объекты клиента интегрируются и интеграт интроецируется клиентом, состояние аналитика либо улучшается, либо, как минимум, не ухудшается. Происходит так потому, что самоощущение аналитика базируется на его собственных интегрированных частях Супер-Эго и он просто выполняет поддержку Другого во время проецирования в него. Причем эта «поддержка», зачастую, является нагрузкой для психического аппарата самого аналитика.
В отличие от этого идеального варианта, аналитик, в большей или меньшей степени, сам является субъектом, чей психический аппарат может быть недостаточно интегрирован по отношению к данной проблеме клиента. Поэтому, после того, как в психическом аппарате аналитика происходит интеграция интроецированных частичных объектов Супер-Эго клиента, этот сложившийся интеграт начинает оказывать воздействие, укрепляющее психику аналитика.
И именно этот период понимания того, что происходит - предшествующий вербализации инсайта, собственно и дает аналитику ощущение, что он является Аналитиком.
После того, как интерпретация произнесена и проявился ее мутационный эффект, аналитик, зачастую, сталкивается с некоторым ухудшением работы собственного психического аппарата, что, как следствие, вызывает ухудшение и его телесного состояния.
Следовательно, можно ожидать, что аналитик будет непроизвольно стремиться восстановить то состояние телесного и психического благополучия, которое существовало до интерпретации и было утрачено после нее, сменившись телесным страданием и психологической опустошенностью.
В этом случае одним из возможных вариантов развития аналитической ситуации будет бессознательное осуществление аналитиком организации такого хода терапевтической сессии, который окажется непосильным для психического аппарата клиента и, фактически, приведет к разрушению эффекта от успешной интерпретации.
В таком случае мы снова приходим к идее ПРОРАБОТКИ после интерпретации. Но при этом рассматриваем вариант развития событий, когда ПРИЧИНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОРАБОТКИ является не «плохое качество интерпретации», а возникшая СИТУАЦИЯ СЛАБОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА АНАЛИТИКА, стабильная работа которого, в существенной степени, зависит от интроецирования интегрированных аспектов Супер-Эго клиента.
В таком случае аналитик чувствует себя опустошенным и разрушенным после каждой успешной интерпретации, которая касается проблем клиента, по отношению к которым собственный психический аппарат аналитика функционирует недостаточно совершенно.
Таким образом, задачей аналитика в подобной ситуации является: выдерживать ЗАКОНОМЕРНОЕ УХУДШЕНИЕ собственного состояния, сопровождающее улучшение состояния клиента.
Поэтому практически важно ЗНАНИЕ о подобной ситуации, особенно для начинающих аналитиков, у которых собственная наблюдающая позиция слаба, а клиентов мало. Так как в этом случае риск того, что аналитик начнет атаковать собственное достижение с целью вновь обрести утраченную уверенность в себе, достаточно велик.
Можно отметить, что практической рекомендацией могло бы быть следующее: при повышении тревожности после удачной интерпретации позволить себе ОТЧАСТИ ОТРЕАГИРОВАТЬ возникающую панику, а затем ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ свое поведение как ПОДПАДАНИЕ под СТЕРЕОТИПЫ (поведения) Супер-Эго клиента, помогая клиенту создать иммунитет к подобным проявлениям, сопровождающим спонтанный рост его Эго-функционирования как в терапии, так и вне ее.
С представленной точки зрения явление спонтанной идентификации с Супер-Эго клиента после успешной интерпретации является универсальным механизмом, знать о котором необходимо для успешной и продолжительной работы с любым клиентом.

Литература
1. Хиншелвуд Роберт Д. Словарь кляйнианского психоанализа/- М.: Когито-Центр, 2007.- 566с (Библиотека психоанализа).