Свердловский региональный «Центр психоанализа» (Екатеринбург) много лет проводит занятия по психоаналитической синемалогии. В рамках Центра с 2004 года работает «Психоаналитический киноклуб». За это время состоялся просмотр и обсуждение 165-ти фильмов.
Разумеется, просмотр кино на этих занятиях отличается от обычного похода в кинотеатр или от обсуждения кинокартин в обществе любителей кинематографа. Прежде всего тем, что в фокус психоаналитического просмотра ставятся не художественно-эстетические достоинства фильма (качество сценария, работа режиссера, оператора, игра актеров и т.п.) и не киноведческие параметры (стилистика, принадлежность к той или иной школе и т.п.).
Можно выделить следующие особенности нашего подхода:
1) Просмотр кинофильма рассматривается как своеобразная проективная методика, позволяющая предъявить зрителям материал, стимулирующий выявление ассоциаций и смысловых взаимосвязей;
2) Фильм понимается и интерпретируется как «сновидение наяву», что позволяет исследовать работу сновидения (смещение, сгущение, анализ символического наполнения) и применять к нему психоаналитические техники снотолкования.
3) Фильм также может быть рассмотрен как терапевтическая метафора и может являться источником полезного материала для самоанализа или дальнейшего обсуждения в рамках индивидуальной или групповой психотерапии;
4) Поскольку одним из важных вопросов, который всегда явно или неявно задается при обсуждении фильма, является «с кем из героев фильма вы идентифицируетесь?», то обсуждение фильма в группе можно рассматривать как ценный опыт самодиагностики.
5) Обсуждение фильма при соблюдении определенных условий мы вправе рассматривать как групповой тренинг или супервизию.
Особо надо отметить, что такой метод рассмотрения фильмов имеет свое значение как для терапевтов (как методика работы и как элемент самоанализа), так и для пациентов, слушателей курсов или участников тренингов.
Исходя из описанных особенностей формируются правила проведения дискуссии (синемалогический сеттинг).
* Обсуждение состоит из нескольких этапов. Обычно сначала участники просмотра а) высказывают свои чувства и эмоциональные впечатления от фильма (интеллектуализация и логические суждения на этом этапе не приветствуются), затем б) участники предлагают свои вопросы для обсуждения и в) отбирают 2-3 наиболее важных на их взгляд вопроса, после чего происходит г) собственно обсуждение картины. Часто обсуждение начинается с анализа символического материала фильма.
* В идеале на занятии должны высказаться все участвующие. В отличие от некоторых аналогичных киноклубов, мы стараемся не сводить занятие к монологическим и развернутым интерпретациям ведущих, какими бы содержательными и теоретически выверенными они бы ни были;
Подводя итог, хотелось бы сказать, что синемалогия должна быть полноправным элементом подготовки и профессионального роста психотерапевтов.
Опорные вопросы, предлагаемые для обсуждения фильма «Дон Жуан де Марко»:
* Природа эротических фантазий, фантазия как защита и как компенсация: какие эротические фантазии помогают Дон Жуану выжить?
* Любовь как навязчивость и как диагноз
* Любовь и эдипальные проблемы Дон Жуана: почему он настаивает, что он Дон Жуан, а не Казанова?
* От чего лечили Дон Жуана и к какой реальности его возвращали?
* Мир терапевта и мир пациента: в чем преимущества и в чем их ограниченность? Как и чем в фильме пациент и аналитик лечат друг друга?
* Ответьте на «главные» вопросы Дон Жуана:
- что свято?
- из чего состоит дух?
- ради чего стоит жить?
- ради чего стоит умереть?