Размышления об этой теме возникли после посещения мастер-класса одного аналитика. Они были посвящены двум мальчикам, примерно одного возраста, со схожими проблемами, такими как школьная травля и насилие в семье. Они оба проходили анализ, только один случай обозначался как удачный, другой же, наоборот, неудачный. Причиной неудачи явилась, по его словам, неидеальность мальчика для анализа. В связи с этим был поставлен вопрос о том, что «скрывается» под такой характеристикой, как «неидеальность», и какие ожидания и возможности, как аналитика, так и клиента должны совпадать, а какие - нет, чтобы аналитические отношения, а, главное, развитие в этих отношениях стали возможными.
Вопрос о взаимоотношениях клиента и аналитика рассматривается с точки зрения интерсубъективного подхода, который является общей ориентацией рассмотрения всего, что происходит в аналитическом процессе. Первое место отводится процессу психоаналитического обмена, сердцевиной которого является осуществление возврата к себе посредством другого (А. Грин). По его мнению, важно как влечение, способ выражения этого влечения клиентом, так и способ ответа объекта. На развитие влияет форма ответа, которым объект отвечает на требования и оказывает влияние на примитивную организующую структурализацию. Но эта форма не должна во многом совпадать с предъявляемым требованием, для того чтобы развитие способов выражения влечений было возможным. Фрейд считал, что «необходимо сохранить у больного потребность и тоску, как силы, побуждающие к работе и изменению»1.
Д. В. Винникотт считал, что объект постоянно разрушается, это разрушение становится бессознательной основой любви к реальному объекту, т. е. к объекту, недоступному всемогущему контролю субъекта. Разрушение и выживание объекта выводят его за пределы области, захваченной объектами, созданными проективными механизмами. В результате возникает мир общей реальности, который субъект может использовать и который в виде «субстанции, отличной от меня», может проникать в самого субъекта. Он подчеркивает, что в этой сфере психической жизни речь, прежде всего, идет о парадоксе и принятии парадокса: ребенок создает объект, но объект уже существовал здесь раньше, ожидая лишь своего создания и превращения в катектированный объект».
В контексте отношений изменяются обе стороны. Понятие объекта принадлежит как интрапсихической реальности, так и интерсубъективной. В первом случае он понимается как объект влечения, во втором - как объект последующего удовлетворения. А. Грин рассматривал влечение также в двух измерениях: интрапсихическом и интерсубъективном, которые образуют первичную матрицу, на основе которой образуется дифференциация каждого измерения в их противодействии и комплементарности (совпадении и несовпадении). В случае переноса это означает, что аналитик и клиент включены в общий процесс в клинической среде, в которой каждый из них «создается» и «отыскивается» другим. Пара объект - влечение объединена оптимальным напряжением, достаточным для того, чтобы возникла надежда на решение и улучшилась эффективность сообщений, но одновременно настолько несовершенным, что решение приходит только после того, как в отношениях возникнут некоторые трудности.
Эти трудности могут относиться к тому, как понимается аналитиком способ общения клиента, и к тому, как воспринимается ответ, данный аналитиком клиенту. Судьба развития этих отношений будет зависеть от степени этих затруднений. Психоаналитик несет в себе элементы понимания и осмысления процессов, протекающих в психике клиента, эти элементы осознаются не сразу, а могут быть обнаружены, если психоаналитик, выслушивая клиента, обозревает свои собственные ментальные ассоциации. Трудности могут возникать из собственных конфликтов аналитика, которые оказались в момент анализа клиента активированы. Восприятие ответа будет во многом зависеть от влечений и защит от этих влечений, которые переживает клиент. Но также трудности могут возникать из того, что именно оказывается во внимании терапевта и клиента, т. е. что анализируется, а что нет, какие формы психической активности находятся в пределах лечения, а какие нет. Проработка «определенных» тем в анализе зависит от того, насколько значение и переживания прошлого фильтруется через настоящее и становится актуальным в момент анализа.
Память является непрерывно конструируемой, и припоминание чего-либо в момент анализа относиться к желанию. У. Р. Бион, говорил о том, что «память и желание используют и усиливают те аспекты ума (mind), что восходят к чувственному переживанию»2. И аналитик, и клиент конструируют сущности, исходя из собственной психической реальности. Говорить о том, что перенос является искажением со стороны клиента, означает отрицать это. Поэтому позиция аналитика, от наблюдающего перемещается на позицию слушателя, наблюдающего и переживающего субъективность пациента во взаимодействии с собственной субъективностью. Большая степень совпадения субъективностей аналитика и клиента приведет к трудности в развитии отношений, связанной с риском потери идентичности, а слишком маленькая степень совпадения субъективностей, - к затруднениям в первичной идентификации, которая является важным процессом в установлении отношений, и привести к формированию отчужденной идентичности.
В заключении хотелось бы отметить то, что во многом выбор профессии, спутника жизни, образа жизни, привычки, теоретические пристрастия самого аналитика определяются его собственными бессознательными мотивами; также и выбор клиентов, способ взаимодействия с ними определяются тем же. Успешность или неуспех их взаимодействия зависит от совместимости их субъективностей, в степени этой совместимости.
Список литературы:
1)А. Грин (1996) «Интрапсихическое и интерсубъективное в психоанализе» «Терапевтические отношения в психоанализе» Когито-центр 2007г
2) Д. Винникотт «Игра и реальность» М. Институт общегум. исследований 2002 г
3)М. Масуд Р. Хан « Творчество Д. В. Винникотта» М. Когито 2002 «Энциклопедия глубинной психологии» т.3
4) Г. Левин, Р. Фридман «Интерсубъективность и взаимодействие в аналитических отношениях: основной подход» М. Когито-Центр 2007 г. «Терапевтический отношения в психоанализе»
5)У. Р. Бион «Заметки о памяти и желании» М 2008 «Идеи У. Р. Биона в современной психоаналитической практике»
6)Мертон Макс Гилл «Психология одного человека или двух людей» М. «Эротический и эротизированный перенос» 2003.
7)Лоуренс Индербитцин, Стивен Леви «Регрессия и психоаналитическая техника: конкретизация концепции» Когито-центр 2007 «Терапевтические отношения в психоанализе»
8)Рику В. «Темная сторона луны. Влияние желаний и ожиданий аналитика на аналитический процесс» http://nfp.oedipus.ru/node/574
9) З. Фрейд «Заметки о любви в переносе». Перевод с немецкого М. Вульфа (1923г.) М. «Эротический и эротизированный перенос» 2003.