Когда взошло твое лицо
Над жизнью скомканной моею
Тогда понял я лишь то
Как скудно все, что я имею
И реки и моря оно особо осветило
Не просвеченного меня
Евтушенко
Уважаемые Коллеги,
Я назвал мой доклад по имени одного романа# Александры Коллонтай. Когда я узнал о теме, я сразу захотел прочитать этот роман, начал искать в интернете, но нашел тогда только на немецком языке! Я продолжал мои исследования в разных петербургских библиотеках, но даже в фонде никак не мог найти этот роман. Попросил коллегу из Москвы его достать, через несколько дней она мне послала электронное письмо, в котором сообщала радостную новость: книга находится в фонде! Наконец, я подумал, что добрался до сокровища, но моя радость длилась мало; буквально через несколько дней я получил следующее сообщение: «книга исчезла из фонда».
И вот, в прошлом году, она внезапно появилась в книжных магазинах.
Честно говоря, её недоступность, увеличивала мое любопытство!
С наслаждением я её прочитал, она входит в рамки конференции, потому что описывает то, что в современной аналитической практике мы называем новой сексуальностью#.
Но тогда почему я начал стихами Евтушенко? Ответ кажется простым, поэт поет настолько тонко про любовь, что после его поэмы кажется, что мы не можем ничего добавить!
Дело в том, что Александра Коллонтай, назваа один из своих рассказов «Большая любовь», а другой «Любовь трех поколений», это последнее сочинение сразу задает вопрос о разнице между словами: любовь и заниматься любовью. Те же слова, а содержание совершено разное.
Начнем с Коллонтай, в «любви трех поколений» она описывает то, что должно, стать идеалом, я боюсь употребить следующее выражение: стандартом любой женщины. Рассказ начинается в отделе советского управления, начальница, получает длинное письмо от сотрудницы, которую она знала как очень ответственного работника в деле организации одной из крупных отраслей советской промышленности.
Начальница, строгая материнская фигура, фаллическая мать, которая управляет своим отделением, и помогает разобраться в семейных драмах.
Сотрудница раскрывает матери – начальнице свое сердце: я, да еще в моем возрасте, переживаю чисто «бабью» драму.
Хочу только, чтобы вы обратили внимание на эти слова, бабью драму, с каким презрением эта женщины говорит о сердечных делах, что таит такой негативный подход? Пока оставим этот вопрос и вернемся к рассказу этой советской женщины.
Не зря я подчеркиваю политическую принадлежность этой работницы, нам надо будет разобраться в политических идеях Коллонтай, и понять, как она их употребляет, чтобы решить свой комплекс Эдипа.
Ольга Сергеевна принадлежит второму поколению рассказа. Первое поколение, это её мать, но что она пишет о ней?
Она живая и держит в своих руках «первую передвижную библиотеку», и была, по словам начальницы, типичной «культурницой».
То есть, она была образованной, её уважали за политические взгляды.
Но как построилась её жизнь?
Она вышла замуж по любви и против своих родителей за военного, то есть свободная женщина, принадлежащая освободительному движению женщин.
Мать была счастливой, она родила двух сыновей, её считали «образцовой семьянинкой». Все кажется идеальным, но для истеричек так долго не может продолжаться, быстро им становится скучно, им надо новой страсти!
Коллонтай пишет: Но постепенно пассивная и слишком благополучная жизнь «полковой дамы» стала её угнетать.
Без драм для истерички жизнь не имеет смысла, она скучная, для неё любовь проявляется в постоянных знаках партнера, и все ровно он когда-нибудь будет не на высоте.
Знаменитая американская актриса Мэрилин Монро прожила бурную любовную жизнь, кратко я вам напомню её биографию: в шестнадцать лет она выходит замуж за милиционера, который является для неё символом закона, она была внебрачным ребенком!
Второй муж, Джо Димажио, чемпион штата по базболу, - символ физической силы.
Она выходит также замуж за Артура Миллера, знаменитого писателя.
Добавлю, что у неё был роман с братьями Кеннеди, Джоном и Робертом, один являлся президентом Америки, то есть главой власти, можно легко сказать - мира, а другой управлял судебной системой!
Благодаря своим разным бракам, она «приобрела» много важных символических объектов. Нельзя сказать, что её жизнь была скучной.
Нитью, смыслом её жизни, являются следующее слова: « Любовь - это единственный, бессмертный объект, которым мы владеем, без любви жизнь теряет всякий смысл».
Вернемся к роману. Ольга Сергеевна описывает свою мать как образованную женщину, которая много читала, бывала за границей, вела переписку с Толстым, и не могла удовлетвориться тем, чтобы быть женой полкового командира.
Как и Мэрилин, мать Ольги Сергеевны влюбляется в иной образец, в Сергея Ивановича, который был земским врачом. Но что тогда делать с бывшим мужем?
Полковой командир отказался от развода, умолял её остаться в «качестве матери и хозяйки», но мать на это не согласилась, и в один прекрасный день взяла свои вещи, деньги, бумаги, поцеловала своих сыновей, и, не прощаясь с мужем, уехала от него.
Здесь надо заметить, что мать бросает своих сыновей, в романе больше о них не будет ни слова. Ольга Сергеевна тоже не заинтересовалась их судьбой.
Здесь мы констатируем гомосексуальную нить. Любовь трех поколений касается только жизни женщин, реальные мужчины проходят, ими можно поменяться, бросить, и никогда к ним не вернуться.
Если сначала они похожи на фаллосы, то быстро становятся пенисами, которые лишь играют биологическую роль!
Вернемся к Мэрилин и сравним её с матерью Ольги Сергеевны, для этого прочитаем несколько строчек романа: Но моя мать, как я вам уже сказала, имела насчет морали свои «особые правила». Она, как она мне потом сама рассказывала, не боролась со своей любовью к моему папаше#, считая, что любовь имеет больше прав, чем супружеский долг. Но любовь для неё была нечто большое и священное.
И «играть с чувством» она не умела и не считала достойным.
Мать Ольги Сергеевны умерла незадолго после получения письма от начальницы, за её гробом, шли все местные организации: советские, партийные.. хотя в партии она до конца не состояла.
Истеричка нападающего типа, как её называл Франсуа Перие#, активистка, которая борется за истину Секса и Любви.
Смотря на неё, не знаешь, что у неё краше: её глаза или речь. Она убеждена в том, что в её несчастье виноваты мужчины.
Одни тиранические и грубые, другие боязливые и легкомысленные
Никогда из-за их глупости, их эгоизма они не соответствуют тому образцу, которого ожидает пациентка.
Написав эти слова, я могу продолжить рассматривать роман.
Судьба матери Ольги Сергеевны предсказуемая. Земский врач сразу растерялся когда она ему «сделала» предложение, с этого момента она заняла фаллическую позицию, а он начал защищаться по-женски.
Он на встрече в липовой аллее, куда она его пригласила (мужская роль), разворачивал женские аргументы: Она должна поберечь свою репутацию. Она должна соблюдать свой материнский долг по отношению к сыновьям#.
Но мать Ольги Сергеевны была красивой, и врач не смог уйти от объятий, что только утвердило её в решении «внести ясность» в создавшееся положение.
Истерички борются за «истину», но что это за истина? Для них это правильность их идей, они часто становятся символами тех или других движений.
В своей губернии своим поведением она стала объектом скандала для некоторых, для других символизировала протест против режима.
Папашу, растерянного (то есть кастрированного) послали в ссылку, где родилась Ольга Сергеевна.
Мать ездила в Петербург, боролась за свои идеи, а её партнер, только испугано на неё смотрел. Вот в чем проявляется бисексуальность истеричек.
В ссылке отец Ольги томился, тучнел и опускался, то есть мать его совершено кастрировала!
Благодаря ссылке, то есть благодаря всей деятельности матери Ольги, отец приобрел репутацию революционера. Но это не спасало его от кастрации, как многие в таких обстоятельствах, он нашел «выход», который, делал его мужчиной.
Однажды мать застала своего лысеющего#, но все еще красивого супруга# в весьма недвусмысленном объяснении со скотницей Аришей. Если скотница является соперницей, то для любой интеллектуальной истерички это невыносимо, это нарциссическая травма.
Драма папаши состояла в том, что ему было трудно оправдаться, ведь скотница оказалось беременной.
Наверное, мать Ольги Сергеевны смогла бы простить врачу, и нанести ему за это наказание в виде строгой кастрации, но беременность другой женщины доказывает, что это иллюзия, он еще владеет фаллосом.
Остается истеричке лишь взять свою дочку, свои вещи и уехать в губернский город. Так она доказывает всему миру, насколько мужчины грубые, и что им не надо доверять. Она забирает дочку, потому что она того же пола, она как бы её продолжение.
До последнего момента он пробует сохранить власть над бывшим партером, она ему оставляет поручение: Обеспечь Аришиного ребенка. И требует меньше пить спиртных напитков.
Кастрированный врач, как ребенок, над которым она пробует сохранить вечную власть.
Уходя от мужа, она демонстрирует то, что Фрейд писал о фаллической стадии у девочки.
Быть целой, как мраморная статуя, одном словом, быть девочкой – Фаллосом, вот крайняя точка её эволюции.
Мать ушла, но она «унесла» с собой свой «фаллос», свою девочку, и целиком посвятила своей жизни, своим идеям.
По словам Ольги Сергеевны, он перенесла свое горе с громадной выдержкой, что соответствует идее истерички, что не надо горевать за таких мерзких мужчин. С тех пор мать, и дочка жили в месте, скромно, но в доме всегда царила атмосфера труда и витали идеи и начинания.
Но идейные пути наши с матерью тогда же разошлись, пишет Ольга Сергеевна, Я шла с «марксистами», она осталась народницей. На этом заканчивается рассказ любви в первом поколении.
Читая этот первый эпизод романа, я акцентирую на том, что мать нашей пациентки не в анализе, и, наверно, она не легла бы на кушетку, самое важное для неё - это политическая битва, остальное - «бабье» страдание, идеал - революция, и пока процесс продолжается, все проблемы вытеснены.
Надо различать удачную, нормальную истерию и выражение истерии или истерических симптомов как проявления невроза.
В романе мы не находим следов страданий матери, она «нашла» себе символическое место, и, кажется, прекрасно живет, пропитанная революционном идеалом. Но мы замечаем, что если она не страдает, мужчины её жизни подвергаются разрушению и кастрации!
Вечные вопросы, которые мы себе задаем перед началом анализа ребенка: кто болен? Кто чего хочет? Кого можно лечить?
В одном из моих семинаров, я говорил следующее:
«Каждый субъект в своей либидинальной эволюции и в своей сексуальной судьбе опирается на идентификации, чтобы проникнуть в структуру комплекса Эдипа, которая возглавляет экономию его желания и под которой находится его просьба о любви».
Какова психическая структура, матери Ольги Сергеевны? Безусловно, истерическая, единственный подходящий мужчина для нее - это Юпитер! Все мужчины её жизни или скучные, или слабые, пьющее, они не могут её удовлетворить, она с ними соперничает, но где он, этот Юпитер?
Ответ я нашел в повести Коллонтай : «Скоро» (через 48 лет), где «красная бабушка» будет рассказывать о великом 1917г, вопросы детей, подростков, к ней такие: «бабушка! Красная бабушка! Расскажи про Ленина! Ты сама его видела? Живого? Он жил, как и все люди? Ел? Пил? Смеялся?»
Так что для писательницы, как и для многих других людей тех времен, Отцовской фигурой являлся Ленин. Вот каков у Коллонтай и у матери Ольги Сергеевны образец отца в Комплексе Эдипа.
Всякий писатель вкладывает своё сознательное и бессознательное в персонажи своих романов, напомню, что прозвище Коллонтай было «советская королева Марго».
Она была первая женщина - министр в России, первая во всем мире она заняла должность посла. Свои идеалы: коммунистическая любовь, коммунистический брак, или коммунистическую семью, она защищала не только на митингах и в статьях, но и в романах.
В рамках этого доклада, мы не сможем провести параллель между её жизнью и её романами.
Вернемся к роману «Любовь трех поколений» и рассмотрим второй эпизод.
Ольга Сергеевна знакомится с видным членом «союза борьбы», интересен тот факт, что он был на много старше её, то есть отцовская фигура, под его влиянием, она становится марксисткой. Как любая истеричка, она вписывается в желание «другого», банальный способ, чтобы получить любовь.Они сошлись, но не хотят официального брака, из принципа.
Что интересно, это то, что Ольгина мать не согласна с этой связью, она остается в «старых» рамках общества, считая, что её дочь слишком молодая, но все-таки эта пара переезжает жить к матери. История повторяется, Ольга и её партнер попадают под арест, их ссылают. Она бежала, а «муж» остался.
Друзья её прячут и устраивают в богатую семью Петербурга.
Там она знакомится с хозяином дома, инженером, о нем она пишет: Что-то в этом человеке с первой встречи раздражало меня Мне он казался крайне антипатичным, и все таки мне страстно хотелось именно ему доказать нашу правоту, переубедить его, заставить признать наши принципы.
Как аналитик, я бы сказал, хотела ему доказать что мой фаллос самый хороший!
Инженер женат на куколке в кружевах и мехах.
Один из бессознательных вопросов Ольги следующий: ну что этот мужчина может найти в этой кукле? # Что она имеет, чего у меня нет?
Эта хрупкая женщина родила ему пятерых детей.
Еще раз мы встречаем комплекс Эдипа! Классический треугольник.
Как представлялось это дело? Жена - мать, с обожающими глазами смотрела на мужа, уверяя, что чем больше она с ним живет, тем больше она в него влюбляется!
Муж – отец быстро входит с ней в дискуссии: со стороны могло казаться, что мы друг друга ненавидим. Но среди спора глаза наши иногда встречались - и в этих взглядах был свой язык, который я боялась понять, осмыслить.
Девочка, выиграла! Отец ей теперь принадлежит. Она пишет: Меня удивляло и до сих пор удивляет, что во мне привлекало М.? Я и тогда была совсем не красивая. Так что у неё есть, чего не имеет жена господина М., что это? В этом вопросе таится тайна женственности.
Я знала, что М. меня любил так, как никогда не любил своей хорошенькой, обожавшей его жены.
Эдипальный ребенок победил…. И Ольга Сергеевна оказалась беременной. Избавится от беременности ни ему, ни ей не пришло на ум, и наша героиня уехала к своей матери.
Мать остается «классическим человеком», в любви ей не понятно, что дочка может любить сразу двоих мужчин, для нее, чтобы полюбить, надо сначала разлюбить первого. Дело в том, что эти мужчины принадлежат тому же отцовскому образу.
Расщепление в любви, позволяет Ольге быть ни с кем.
На материнские слова: Если у тебя к М. только физическое влечение, а Константина ты любишь и уважаешь, ты должна себя взять в руки и расстаться с М.
Здесь возникает вечный вопрос, но что это любовь?
Вспоминаю пьесу французского писателя Расин, которая называется Федр. Греческая героинвпервые видит Ипполита, она описывает свою страсть следующими словами: «мое сердце одновременно горело и дрогнуло, моим глазам было смутно, тревога проникла в мою душу», вот как начинается трагедия Федр, но о чем здесь речь, о любви? Или о сексуальном желании?
Ответ Ольги Сергеевны очень поучителен: в том-то и дело мама, что это не просто физическое влечение. Это тоже любовь, но другая. За М. она бы отдала свою жизнь, а за Константина нет. Но он ей нужен, нужен её душе. Заметим, что Константин, в рассказе существует как личность, у него есть имя, она его уважает, но он ей не приносит наслаждения. М. имени, не имеет, он просто М. частичный объект, тот, который приносит наслаждение, но которого нельзя взять целиком.
В этот момент происходит разочарование, мать «Другая», не та, на которую надеялась Ольга: в первый раз в жизни я чувствовала, что мы с матерью друг друга не понимаем, и что я ошиблась, когда ехала к ней в надежде на опору.
Ольга все написала Константину, рассказала все свои муки…. И он понял. Здесь я цитирую Франсуа Перие: Неоднократно описывали мужей истеричек #, они вошли в игру, где разыгрывается их личная проблема с кастрацией, сотрудничают активно. Но это поведение лишь приводит их к приговору.
Их проблема с сексуальностью в паре следующая: если есть женское желание, приказ, тогда они теряют власть над собственной эрекцией, становятся импотентными, а если предпочитают свой час, а не тот, который назначала жена, чтобы избежать фиаско, они встречают другой вариант. Истеричка отказывается от секса, мужчина может теперь лишь обвинять её во фригидности.
Константин вписался в эту истерическую игру, которая должна кончиться его кастрацией! В этом случае принять это, - согласится с садизмом истерички и проявлять свой мазохизм.
И вот родилась девочка! Роман производит такое странное впечатление, как будто мужчин не надо, женщины могут обойтись без них!
Треугольник Эдипова комплекса вновь разыгрывается в роли мамы - Ольгина мать, в роли отца - М. в роли ребенка - Ольга. Вот что пишет Ольга: Странно, между матерью и М. сразу установились гораздо более сердечные отношения, чем между матерью и Константином…. Но, странно, чем больше мама склонялась на строну М., тем отчетливее чувствовала я свое внутреннее одиночество без Константина.
О дочке мы знаем мало, она росла у бабушки. Ольга объясняет это своим новым арестом и ссылкой, эти жизненные повороты позволяли Ольге не выбирать между этими мужчинами, пока Константин не вернулся. На сей раз началась, «кастрация» М.
Но М. не вошел в истерическую игру, он написал Ольге несколько ультимативных писем, резко оборвал с ней отношения, и она осталась с Константином.
Спустя три года Ольга возвращается в Петербург, встречает М., и все продолжается, будто не было разлуки. Ольга продолжает «играть» со своими мужчинами.
Но какая была судьба этих мужчин? Константин постепенно отошел от неё, во время войны он активно саботировал советскую власть и, кажется, погиб в числе участников одного из белогвардейских заговоров. М. вовремя уехал за границу.
Об этом пишет Ольга Сергеевна: Но эти оба человека для меня давно – покойники. И судьба их меня не занимала.
Для истерички можно разделить мужчин на две группы: одни тиранические и грубые, другие боязливые и легкомысленные Люди.
Никогда из-за их глупости, их эгоизма они не соответствуют тому образцу, которого ожидает пациентка. Хорошо, что у неё остался революционный идеал, который её утешает! Все равно для неё есть Юпитер – Ленин.
На этом кончается письмо начальнице, у которой она просит свидание, чтобы изложить то, от чего она сейчас страдает.
Напомню, что в начале романа начальница нам, читателям, напоминает то, что она знает о нынешней жизни Ольги Сергеевны. «Припоминаю, что у ней есть муж, хороший товарищ, бывший рабочий, с симпатичным, открытым лицом, которого любят, но считают много мельче её. И работает он под её началом, в том же учреждении. Муж моложе ее, но какая же тут может быть «драма»?
Вот и еще один образец комплекса Эдипа. Инцестуозная мать. Вполне покорила сынка!
В эти переменные времена состоялась в Петербурге демонстрация голых мужчин и женщин, которые боролись за сексуальную свободу#.
Некоторые начали «строить» теорию сексуальной революции, например, Розанов думал, что должна существовать обязанность в сексе. Ему это казалось нормальным и хорошим.#
В переписке с Герсензоном# он озвучивает такую идею: «прохожий, останавливается перед женщиной, которая ему нравится, кланяться перед ней, и говорит: здравствуй, я с тобой. После этого она встает, не глядя на него, и входит в дом. Она становится его женой на одну ночь. Каждый месяц надо предвидеть специальные дни для этого. Все женщины, которые не замужем, должны подчиняться этому указу.
Несомненно, что Коллонтай, следила за всеми этими переменами.
Читая Розанова, я вспомнил о бывшем пациенте.
Из своего окна он часто наблюдал, как его молодая соседка раздевалась. Он был убежден, что это был знак того, что она согласна иметь с ним сексуальное общение.
Он тоже мечтал о том, что были бы «комнаты», в которых секс был бы возможным, для него все женщины согласны на это. Достаточно сделать знак, и любая пойдет за ним. Они будут имеет секс, после чего расстанутся. Но в этих «встречах» ни следа чувств или эмоций. Ему в голову не приходило, что женщины могут не согласится!
Эти примеры только показывают, насколько граница от перверсии недалека. Мой пациент и Розанов являются извращёнными людьми.
Вернемся к « Любви трех поколений» .
Письмо закончилась на просьбе Ольгеи встретить начальницу. О чем хотела говорить Ольга Сергеевна? О своей дочке Жене. Женя молодая, ей лишь двадцать лет, но она уже партийный работник. Дочка, символ нового поколения, которое представляет будущее, идеал коммунистического общества.
Женя была воспитана не Ольгой, а ее мамой. Ольга забирает дочку, когда она переезжает в Москву с товарищем Рябковым, с которым они «живут как муж и жена»
О своем новом партнере Ольга говорит как мать о ребенке: «Я его берегла, как умела, как могла, - он ведь туберкулезный».
О дочке она рассказывает следующее: « С Женей у нас после долгой разлуки сразу установились хорошие, дружеские отношения. Именно дружеские. Я совершено не чувствовала себя матерью и от общения с ней сама молодела»
Персонажи вошли на сцену, драма может начаться в одной комнатой на троих.
Быстро Женя и Андрей (товарищ Рябков) стали прекрасными товарищами.
Ольга Сергеевна их посылала в театр, на митинги, на открытие съездов… так поступает любая мать со своими детьми.
То - что расстроило Ольгу, это не то, что Женя с Андреем сошлись, а то, что она увидела в их отношениях души.
«Какое – то непонятное мне бессердечие, спокойствие, уверенность в своем праве… Что-то холодное, рассудочное… Какой-то цинизм».
Женя попросила у матери совет, она беременна, но ребенка не хочет, и желает сделать аборт. Андрей не в курсе, и Женя не собирается об этом с ним говорить.
Ольга Сергеевна задает тот вопрос, который в романе показывает развитие: зачем же ты сходилась? Неужели в тебе так сильно говорит физическое влечение? Ведь ты еще так молода. Это ненормально….
То, что для нее ненормально, это то, что любовь душевная и физическая любовь расщеплены. Это одна из нитей романа.
В первом поколении секс и любовь – одно и то же. Во втором поколении появляется расщепление, Ольга любит одного, а имеет страстный секс с другим. В третьем поколении любовь исчезла, остался лишь секс.
Но что отвечает Женя матери на её обвинения? Что «это вышло случайно…. Другой, не Андрей, относится к ней как к ребенку, не серьезно, что ее оскорбляет. На почве обиды она сошлась с Андреем, который «совсем свой», которого она очень любит как товарища, и с которым всегда просто и весело». Для любого аналитика такие объяснение подозрительное, ведь, по словам Ольги Сергеевны, Андрей - её муж.
О любви Женя имеет свои идеи: Пока мы друг другу нравимся - мы вместе ; пройдет – разойдемся. Можно сказать совершенный современный подход, но который таит в себе комплекс Эдипа.
Мать, спрашивает Женю: но обо мне ты подумала? На что Женя отвечает «но почему мы можем вместе переживать, вместе забавляться, а целоваться не можем»?
Вопросы такого типа задают дети!
Женя просто спрашивает, ну почему в комплексе Эдипа существует запрет?
И добавляет: «Мы ничего у тебя не отнимали. Андрей боготворит тебя, как боготворил всегда».
Андрей только тот, который, одалживает свой секс, как личность он никто. Он объект наслаждения, лишь, пенис для Жени. Пенис, который она может занять у матери, как будто это была бы женская тряпка! Вот в чем проявляется гомосексуальное влечение Жени к своей матери. #
Но как все закончалось?
Андрей, и Женя считали себя нисколько не виновными. Оба повторяли Ольге Сергеевне на все лады, что «ничто не изменилось», что она напрасно придает «трагический характер» всем;, что никто не хотел ей наносить «боли и оскорбления». Но что, если все так ее волнует, оба соглашаются дать ей обещание «поставить точку», хотя совсем не понимают, что это изменит.
Можно сказать, что комплекс Эдипа не «сработал» у Жени.
Эдипов комплекс - это запрет инцеста (напомню что Ольга Сергеевна называла Андрея мужем), а также вход в символический порядок поколений.
Роман кончается встречей между Женей и начальницей. Начальница – та, которая ведет порядок, та, благодаря которой Женя войдет в символический мир Эдипова комплекса.
Услышим Женю: Прежде всего, и больше всего на свете я люблю маму. В некоторых смыслах, я её ставлю даже выше Ленина (Отец – Юпитер).
Женя плачет в кабинете начальницы и произносить те слова, которые мы неоднократно слышим в наших кабинетах : «я не знаю, как они без меня проживут. Они – как дети».
Встреча кончается, все пришло в порядок, и Женя, как ребенок, может идти играть: Ну а теперь я бегу. У нас в районе очень живая работа. А я ведь выбрана секретарем нашей ячейки ( не без гордости).
Спасибо, я вас благодарю.