Главная > Попова Н.М. Разрушение сделанного как проявление негативных чувств в аналитическом процессе

Попова Н.М. Разрушение сделанного как проявление негативных чувств в аналитическом процессе

Негативные чувства, будучи, как правило, неприятными для их обладателя, являются важным элементом психической системы человека. Они подобны физической боли, являющейся важнейшим сигналом того, что в организме что­то не в порядке, и нужно этот непорядок устранить. Также и негативные чувства позволяют заметить, что во внутрипсихической системе или в отношениях субъекта с другими людьми что­то не ладится и требует изменений.
Разрушение сделанного — одно из наиболее ярких проявлений негативных чувств, когда невозможно справляться с ними, не вынося конфликт в реальность. Эмоции переходят в действия, когда выражение их в словах невозможно, либо у субъекта нет надежды, что слова будут услышаны и понятны адекватно. Радикальные разрушительные действия имеют место при экстремально сильных чувствах или при многократных неудачных попытках добиться понимания, не прибегая к разрушению.
«Разрушитель» может осознавать свои деструктивные намерения и действия, а может и не осознавать их. Также возможен вариант, когда осознаются только разрушительные желания или только действия. Для того, чтобы «скрыть» от себя и других деструктивную природу своих желаний и избежать осуждения и чувства вины, разрушительные действия могут трактоваться как нейтральные или даже созидательные: переход к новому этапу развития, улучшение существующего положения и т. п. Поговорка «лучшее — враг хорошего» описывает деструктивный элемент подобных изменений. И наоборот, действия могут сознательно восприниматься субъектом как деструктивные, но он может испытывать недоумение по поводу причин, побудивших его к таким действиям ( в случае, когда деструктивные желания отрицаются или вытесняются).
Психологическую защиту «уничтожение (аннулирование) сделанного», можно рассматривать как внутрипсихический вариант разрушения сделанного в реальности. Фрейд описывал уничтожение сделанного как «негативную магию», которая старается «выветрить» не только последствия некоторого события (или переживания, или впечатления), но и само событие: первое действие аннулируется вторым, так что получается, будто бы не было ни одного действия, тогда как в действительности были оба (Фрейд, 1926). Аннулирование считается характерным для невроза навязчивых состояний. Как правило, при действии этой защиты аннулируется действие, которое субъект считает деструктивным, неприемлемым, и, таким образом, уравновешиванию подлежит травмирующий аффект (обычно вина или стыд).
Когда нечто изначально имело положительный, конструктивный смысл, а впоследствии подвергается разрушению, уничтожению в реальности, это может происходить по ряду причин:
1. конструктивные действия были произведены в отношении объектов, которые в дальнейшем начали вызывать зависть;
2. объекты, в отношении которых эти действия были произведены, оказались негодными (то есть от них невозможно получить то, на что надеялся субъект);
3. объекты травмируют, приносят боль, терпеть которую стало невыносимо;
4. сделанное вызвало сильную тревогу за последствия: страх наказания, преследования за преступление (или за достижения), чувство вины, ощущение себя недостойным обладать своими достижениями.
Проявлением амбивалентности по отношению к объекту могут служить разнонаправленные действия: энергия направляется одновременно и на созидание, и на разрушение. Иногда такая амбивалентность, вынесенная в реальность, может создавать весьма причудливые комбинации противоречивых действий одного и того же человека.
В аналитическом процессе разрушительные действия могут производиться силами
— пациента
— аналитика
— совместными усилиями двоих.
Со стороны пациента разрушение сделанного может проявляться в отказе от приобретенного в процессе терапии. При этом такой отказ может сопровождаться прерыванием терапии, а может происходить и внутри аналитического процесса, не прекращая его. Отказ от приобретенного в ходе терапии может выражаться как в виде регрессии, отказа от достижений психологического роста, так и в непосредственных действиях, ликвидирующих или разрушающих реальные приобретения в жизни. Это может происходить, как уже указано, по причине того, что фигура аналитика вызывает сильную зависть, и нельзя позволить аналитику почувствовать себя компетентным и успешно помогающим; пациент не чувствует себя достаточно «наполненным» и испытывает злость на аналитика, как на негодный объект, который не дает того, чего так хочется пациенту. То, чего пациент хотел и к чему стремился, в реальности оказалось требующим каких­то дополнительных вложений, сил, переживаний; аналитик своими реальными или приписываемыми ему действиями наносит травму пациенту; пациент испытывает чувство вины за свои достижения или боится быть подвергнутым наказанию за них и т. п.
Со стороны аналитика могут иметь место те же самые причины разрушения достижений в терапии с конкретным пациентом или с целым рядом пациентов. Так, аналитик может испытывать зависть к тому, что пациенты прогрессируют и могут получить помощь в ходе терапии, тогда как сам аналитик испытывает ограничения в том, что он сам может взять от собственной терапии. Также он может испытывать зависть к каким­то недоступным для него, но желаемым, социальным или личностным достижениям пациента. Также аналитик может испытывать чувство использованности пациентом, которое может иметь истоки в сочетании личностных особенностей самого аналитика, и дефицита в выражении признательности и благодарности со стороны пациента. Аналитик может испытывать страх быть хорошим, успешным аналитиком, который, будучи очень сильным, может заставить его разрушать результаты работы, сделанной им совместно с пациентом (пациентами) и т. д.
Способы, которыми аналитик может разрушать достигнутый им совместно с пациентом результат это атака на пациента и его достижения (обесценивание достижений), разрушение рабочего альянса путем оставления своей терапевтической позиции, отказ пациенту в безопасности (нарушение его социальных и личностных границ, чрезмерное самораскрытие).
Как известно, «ломать — не строить». Созидательный процесс трудный, долгий и требует большого вложения сил. Даже для того, чтобы сохранить уже созданное, поддерживать достигнутый уровень, требуется не малое количество сил. Напротив, для разрушения не надо слишком много усилий. Поэтому важно иметь возможность увидеть, когда деструктивные процессы начинают действовать, понять причины этого и отнестись к ним со всем вниманием и уважением, но попытаться изыскать способы достигнуть внутреннего баланса и гармонии в отношениях, не разрушая позитивные достижения.