Главная > Шленина М.В., Шлыкова И.Ю. Ребенок и родитель: любовь, дружба и власть

Шленина М.В., Шлыкова И.Ю. Ребенок и родитель: любовь, дружба и власть

Данный доклад - это попытка личного уточнения используемых в заголовке стилей отношения между родителями и детьми. Работа по теме диплома, а также длительная практическая деятельность в качестве психолога в школе дала мне возможность заметить на практике особенности периода взросления и способы адаптации взрослого окружения к этим изменениям. Естественные для подростков особенности в разных случаях по-разному изменяли динамику развития. Встречаясь с родителями, мое внимание привлекло следующее: чем более родитель пытался быть другом своему ребенку, тем хуже шли у подростка дела как в школе, так и в попытках разрешения внутриличностных конфликтов, необходимых для решения задач развития. Сопротивление же родителей в случаях попыток стать ребенку другом или подружкой было не менее сильным, чем у агрессивных или психотичных родителей.

Казалось, что должно быть иначе, ведь родитель пытается понять своего ребенка, пытается стать на равных и, по его мнению, ребенку это важно. Эта позиция не лишена логики. Однако на практике ясно, что попытка родителей, хотя бы одного, сохранять позицию друга по отношению к подростку, ухудшает течение развития личности подростка, заставляя направлять энергию, необходимую для развития, от себя на поддержание иллюзии внешнего объекта.

1. Психоаналитики о подростковом возрасте.

Анализ литературы по подростковому возрасту показал, что исследования процессов, происходящих в личности в этот период, идут в направлении от общего к частному, от внутреннего к внешнему. От анализа и исследования внутрипсихических конфликтов, тревоги и действия влечений, инстинктов и их дериватов к исследованию роли семьи и социального окружения на подростка. Первые исследователи бессознательного дают теоретические описания и предположения относительно тех процессов, которые происходят под влиянием гормональных изменений. Эго-психологи развивают взгляды на пубертат с точки зрения силы-слабости Эго в зависимости от успешности или неуспешности предыдущего развития и свойственных возрасту психических конфликтов Эго с другими структурами психики. Все социальные отношения суть проекция этих самых внутренних отношений.

Более поздние исследователи рассматривают этот период через отношения с окружением. Изменения в поведении и эмоциональном состоянии подростка связаны не только с внутренними процессами, но и с отношениями с объектами. Практически каждый автор говорит о задачах возраста.

Наиболее полезным в практике оказались идеи Д. Винникота о нарушениях развития, связанных с сильной неудовлетворенной потребностью в укрытии, которое обеспечивает нормальный интеграционный процесс. При недостатке укрытия ребенок испытывает сильное перенапряжение, начинает искать ту систему отношений, которая удовлетворит эту потребность.

По мнению Винникота, «укрытие предоставляют структуры, которые осуществляют то, что делает мать, обеспечивая холдинг».

2. Родитель и подросток. Формы взаимодействия.

Подростковый возраст нельзя рассматривать в отрыве от отношений с родителями. Перефразируя слова Винникота, можно сказать, что есть подросток сам по себе, но также есть подросток и его родители. Следовательно, все особенности возраста появляются и проявляются в результате взаимодействия с семьей, даже если она отсутствует фактически. Думается, что у детей - сирот все равно есть фантазия по поводу собственных родителей.

В подростковом возрасте проявляются конфликты всех предыдущих стадий развития. Подросток для родителя такой же провокатор, каким для подростка являются его инстинкты и влечения. Родитель в этом случае - это стабильный поддерживающий и не лишающий любви в случае ошибок, взрослый, который хотя и не идеален, но способен выдержать изменения в подростке и не разрушиться при этом сам.

Отношения родителя с подростком часто колеблются от стремления дружить с подростком до установления абсолютной власти. Ни то, ни другое не является примером отношений, в которых должно проходить развитие и воспитание одновременно. Ни то, ни другое не является отношениями нормальной дружбы или нормальной власти. Под нормальностью здесь мы понимаем такие отношения, в которых каждый субъект находится в положении адекватном его возрасту и задачам развития. По мнению М. Кляйн при сохранении любви к первичным объектам добавляется способность испытывать любовь и к другим. Способность снижать действие конфликтов своего детства при обращении к другим людям, воспринимая их более адекватно, соответственно реальности, и будет критерием успешного прохождения подростковой фазы развития.

3. Дружба и власть как варианты отношений.

1. Отношения дружбы.

Со времен античности отношениям дружбы приписывалось качество равных отношений, связанных симпатией и практическим интересом.

В отношениях подростка с родителями важно понимать, какую функцию выполняет дружба для подростка, с одной стороны, и выяснить, что понимается под дружбой родителями, пытающимися дружить со своими детьми.

Дружеские отношения с ровесниками доказывают подростку, что он способен любить и быть любимым, что любовь и хорошесть существуют, следовательно, он может возместить ущерб, нанесенный другим в воображении или в действительности. Дружба высвобождает тенденции к осуществлению репарации, уменьшается чувство вины, увеличивается вера в себя и других. Если родитель претендует на роль друга, то он вступает в конкуренцию с окружением подростка, вынуждая последнего выбирать между новым опытом и благополучными отношениями с родителем.

Подростки имеют тенденцию к отворачиванию от родителей в силу оживления сексуальных конфликтов и желаний. Попытка родителя дружить может носить характер соблазнения зависимого от него существа, что выглядит как заигрывание с подростком. Подросток реагирует снисходительностью, пренебрежением или жалостью к родителю. Это не самый плохой вариант развития событий, потому что позволяет все-таки выполнить задачу сепарации. Хуже, когда подросток оказывается соблазненным и искренне верит в то, что мама или папа - единственные настоящие друзья, кому можно доверять, чье эмоциональное отношение нужно беречь или бояться его потерять.

Дружба подростков определяется мотивами взаимопомощи и верности, основанными на равенстве. Однако равенство родительской и детской позиции изначально невозможно. В случае дружбы с родителем эмоции носят качество взаимного обязательства, верности родителю. С родителем нет возможности добровольного прерывания отношений как с другом.

2. Мотивы поиска дружбы у родителей.

Поиски дружбы у родителя могут быть мотивированы разными силами и обстоятельствами. Я перечислю только некоторые из них. Это ранние ситуации неудовлетворенных желаний и обид, жажда признания своей значимости, сомнения в собственной зрелости, в праве принимать решения и заражать своими идеями, и многое другое. Подросток вынужден либо идти на сговор со своими агрессивными настроениями в отношении родителя, испытывать вину за них, искать ущемления своей успешности, либо регрессировать.

Коротко можно сказать, что в дружбе с родителями подросток вынужден поступиться собственным развитием.

3. Отношения власти.

Власть как форма отношений построена на принципиально иных позициях.

Понятие власти предполагает разницу позиций. Властные отношения - это возможность и способность принимать решения, предполагая их последствия, нести ответственность за них.

Власть в отношениях с ребенком реализуется в поведении родителя как главного в принятии решений, а также в предоставлении права принятия самостоятельных решений подростком в некоторых областях жизни. Власть соответствует понятию укрытия, обеспечения надежной и эмоционально теплой принимающей среды.

4. Власть как феномен.

Отношения власти являются развивающими личность, как объекта, так и субъекта. Если предположить, что объект - это ребенок, то он развивается в удерживающих его условиях, которые ему представляются надежными, не разрушаемыми, какие бы действия он не предпринимал. Власть родителя заключается в обеспечении этих условий. Это позволяет развивать личность ребенка, накапливать и использовать всю сумму опытов, встраивая в свою психику бессознательные представления о надежности родителя, а, значит, и о собственной растущей надежности и уверенности. У ребенка есть время и энергия для развития.

Случаи из практики подтверждают идею о патологическом влиянии попыток родителей дружить с подростком. Дружеские намерения родителя заставляют ребенка сформировать ложную Самость такой силы, что она начинает довлеть в психике ребенка. Дети младшего возраста в большей мере соматизируют, создавая симптом для защиты от попыток родителя установить дружеские отношения. При этом нужно заметить, что родители маленьких детей чаще говорят не о дружбе, а о том, что они с ребенком общаются как со взрослым. Зачастую такие фразы скрывают под собой ожидания родителей, которые касаются понимания, заботы, которые должны оказывать им дети. В этих ситуациях родители прикрывают свою беспомощность перед собственной агрессией и социумом, который ее блокирует через культурные установки.

Заключение.

Попытки осмыслить проблему дружбы и власти в родительско-детских отношениях приводят к следующим выводам. Власть - это возможность влиять на объект, исследовать его изменения, нести ответственность за изменения. В отношениях родителей и детей попытки установления дружеских отношений приводят к дезинтеграции личности ребенка, нарушению его развития. Ребенок оказывается лишенным укрытия и поддержки, которые необходимы для нормального развития. Его поведение, ощущения, энергия уходят на то, чтобы удерживать иллюзии окружения и не быть отторгнутым из-за его естественных потребностей, таких как агрессия, удовлетворение собственных нужд. Родитель, который пытается установить дружеские отношения с ребенком, при анализе его позиции оказывает большее сопротивление, чем родитель доминирующий и властный. Я думаю, что это связано с тем, что дружба поддерживается социумом и одобряется, в отличие от жесткости и властности. Сопротивление оказывает не только родитель, но и социум.

Опытный психоаналитик, встречая у клиента идеи дружбы с детьми, за несколько сессий выявит истинные мотивы этих идей. Однако, далеко не все люди, работающие с детьми, имеют психоаналитическое образование или необходимые знания для этого. В связи с этим, можно сказать, что, если родитель употребляет для описания своих отношений с детьми слово дружба, это должно настораживать и обращать на себя внимание. Скорее всего, за этими словами кроется избегание, защита от родительской ответственности. Следовательно, можно предполагать, что ребенок в этой ситуации будет либо заниматься поисками укрытия вне семьи, либо обернет против себя агрессивные проявления, вообще-то способствующие развитию, если они направлены вовне.

Я думаю, что еще один аспект отношений дружбы и власти, касается отношений аналитика и анализанда. Особенно у начинающих специалистов опасность соблазниться отношениями дружбы с клиентом достаточно высока. Учитывая особенности психоаналитической работы, где психоаналитик всегда вступает в родительскую позицию в переносе, страх перед ответственностью и возможностью влияния на личность другого человека могут спровоцировать искажение в развитии последнего. Знание последствий дружбы с зависимым от тебя человеком помогает предотвратить эти искажения и найти возможности для исследования причин, толкающих аналитика на разрушающее для клиента поведение.

Литература:
1. Винникот Д.В.Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург: Изательство «ЛИТУР», 2004. – 400с.
2. Психоаналитические труды: В IV т. /Мелани Кляйн. – Пер. с англ. и нем. – Ижевск: ERGO, 2007. Т.II: «Любовь, вина и репарация» и другие работы 1929-1942 годов. – 2007 – 386 с.