Статья из электронной версии Вестника психоанализа №1/2010
Тема предстоящей зимней школы посвящена процессу развития в психоаналитической терапии. Хотелось бы сразу вычленить из многочисленных смыслов термина «развитие» только те, которые имеют отношение к арт-терапии.
К. Г. Юнг, размышляя о специфике человеческого бытия, утверждал, что главное отличие человека от остального животного и растительного мира в его способности к рефлексии и к развитию сознания. В книге «Воспоминания, сновидения, размышления» он продолжает свою мысль: «Правда, мы не знаем, сколь далеко простирается этот процесс осознания и куда он ведёт. Это новый элемент в истории творения, и нет обозримых параллелей этому. Нам также неведомо будущее homo sapiens».
Психологическое развитие человека - это процесс возникновения и вычленения его сознания из первоначального бессознательного в процессе взаимодействия с ним. Этот процесс продолжается в течение всей жизни человека. В отличие от физического изменения здесь нет момента, когда можно определить, что процесс завершён, то есть, психическое развитие закончилось. Кроме того, становление и развитие личности Юнг понимал как результат достижений, связанных с определёнными усилиями, а не как готовых качеств, дарованных каждому человеку при рождении.
Процесс психоаналитически ориентированной арт-терапии есть, в сущности, динамическое взаимодействие между клиентом и аналитиком посредством «языка» символов. Образы и символы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, воспоминания детства, сновидения и пр. З. Фрейд вполне осознавал, что бессознательное проявляется в символических образах, но в своей практике он не пользовался результатами художественного творчества своих пациентов. Зато К. Юнг настойчиво предлагал пациентам отражать свои мечты и фантазии в рисунках.
К. Юнг считал, что спонтанное изобразительное творчество позволяет преодолеть главенство сознания в психической жизни и достичь равновесия между сознанием и бессознательным. Он верил в то, что, опираясь на собственный творческий потенциал, человек способен развиваться. Идеи Юнга о существовании персональных и универсальных символов и о возможности использовать силу воображения для внутриличностного развития и с терапевтической целью оказали глубокое влияние на тех, кто профессионально занимается арт-терапией в настоящее время.
Приёмы арт-терапии связаны с идеей о том, что в любом человеке заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальной форме. Основоположница психоаналитического подхода в арт-терапии М. Наумбург замечает (1958): «По мере того, как пациенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его словами».
Спонтанное рисование в арт-терапии отличается от других видов изобразительной деятельности тем, что эстетический компонент не учитывается как основной. Самое важное - это постараться высвободить и отразить свои переживания на листе бумаги в любой технике, причём образы и символы бессознательного могут принимать различные формы - от абстрактных до конкретных.
Рисовать спонтанно - значит, максимально включить рефлексию, не заботясь о внешней эстетике. Когда образы бессознательного проявляются в цвете и линиях на плоскости листа, там начинается другая эстетика, - это гармония или хаос первичного мышления со своими закономерностями.
Фрейд сравнивал спонтанное рисование со снами наяву и считал, что такие рисунки, подобно сновидениям, имеют явный и скрытый смысл, отражая внутренний мир автора и его отношения с внешним миром.
Образы спонтанного рисунка можно толковать методом активного воображения, описанного Юнгом как состояние воображающей деятельности. Цель активного воображения - установить связь между сознанием и бессознательным. Первая стадия активного воображения напоминает сновидения с открытыми глазами. Вторая стадия помимо пассивного созерцания включает сознательное участие, оценку того, что они означают. Это переход от простой созерцательности или эстетической установки к позиции суждения. В отличие от снов, переживаемых пассивно, активное воображение требует активного и творческого участия Эго.
Из современных подходов в арт-терапии наиболее интересным представляется холистический подход, имеющий интегративную направленность, то есть, стремление достичь более тесного взаимодействия между мышлением, поведением, эмоциями, интуицией и духовным опытом.
Ярким примером холистического подхода в арт-терапии может служить деятельность Шона МакНиффа. Его метод совмещает в себе элементы психодуховных практик и древних систем целительства с различными формами творческого самовыражения при главенстве визуальной экспрессии. Основной акцент делается на творческом самораскрытии и «диалоге» участников группы со своими произведениями, а также на коллективном характере творчества.
МакНифф считает важнейшим фактором психологического развития взаимодействие автора со своей продукцией: «Когда изображение создано, образы начинают своё независимое существование. Автономная жизнь образа выступает в качестве основы изменения». Благодаря фокусированию на образе, мы постигаем, кто мы есть. Когда мы учимся отходить в сторону и наблюдать за собой, образы становятся проводниками на пути развития.
В своей арт-терапевтической работе МакНифф опирается на коллективный характер творчества. Он пишет: «История подтверждает ценность сотрудничества в творческом процессе. Наши представления о художнике - индивидуалисте, творящем в полном одиночестве и вне общества, по сути, игнорируют опыт всей истории искусства».
Изобразительная деятельность вместе с другими в группе создаёт особую энергию, отличную от той, которая присутствует во время разговора. Душа «говорит» с другой душой посредством создания образов. МакНифф заметил, что когда он не рисует вместе с группой, она его «не чувствует».
Он считает, что следование жёстко заданным ролям в терапевтическом процессе чаще всего выполняет защитную функцию для участников группы и самого терапевта. Это вполне оправдано на первых сессиях, когда участники ещё недостаточно знакомы друг с другом.
В отличие от традиционных техник интерпретации визуальных образов, МакНифф использует другой подход: «…вместо того, чтобы навешивать на образы ярлыки, мы на них медитируем, рассказываем истории об их создании, разговариваем с ними, слушаем, что они нам «говорят», пытаемся работать с ними драматически, используя воображение и язык тела. Всё это позволяет в большей степени раскрыть исцеляющий потенциал созданных образов».
Тем не менее, осознавая проективную природу интерпретации, не всегда уместно отказываться от неё совсем. Творческие, личностно окрашенные интерпретации терапевта позволяют клиенту по-новому увидеть известные вещи и создать неожиданные метафоры, помогающие пересмотреть собственные привычные представления. Даже, признавая субъективную природу интерпретаций, аналитик может доносить до клиента определённый набор психологических значений запечатлённых образов, что способно активизировать межличностный «диалог» при создании уникальной системы «разделённого смысла» в аналитической паре, где посредником будет продукт спонтанного творчества.
Особенностью взаимодействия в арт-терапевтической сессии является «двойной» перенос, когда клиент проецирует на изображённый образ негативные аспекты внутреннего объекта, а терапевту достаётся позитивный перенос. Может быть и так: позитивный перенос формируется к образу, а терапевт становится «носителем» негативных аспектов внутреннего объекта клиента. Перенос в арт-терапии может сформироваться уже на первой сессии благодаря рисованию (лепке и пр.). Именно процесс визуализации и взаимодействия с образами создаёт специфическое переходное пространство, которое ощущается автором как безопасное. Это своего рода игра, в которой можно быть одновременно «открытым» и «неузнанным».
Арт-терапевтическое взаимодействие в смешанной группе на выездных конференциях Уральского психоаналитического общества является довольно своеобразным по трём причинам: во-первых, это, как правило, разовая сессия; во-вторых, ограниченное время - около полутора часов; и, в-третьих, каждый раз - новый состав участников. В связи с этим оформился специфический формат работы в группе, а именно, студийно-тематический, который характеризуется следующим.
* Студийная открытая группа не имеет постоянного состава участников. Общая цель занятий - свободное творческое самовыражение и проявление своих чувств, мыслей и фантазий членами группы в ходе изобразительной деятельности. Взаимодействие предполагает свободную, демократическую атмосферу и использование психотерапевтом недирективного подхода. Возможности такой группы ограничены тем, что в ней основным фактором психотерапевтического воздействия является художественная экспрессия, а психотерапевтические отношения и обратная связь почти не используются.
* Тематическая группа более структурирована по сравнению со студийной потому, что имеет постоянный состав. Кроме того, внимание участников обычно фокусируется на определенной значимой для всех теме или на изобразительных техниках. Тематическая группа работает короткое время, ориентируясь на решение конкретных выбранных проблем. Такой подход имеет трёхчастную структуру сессии: «разогрев», основная часть, завершающая часть.
Поэтому, чтобы взаимодействие в группе было по возможности доверительным и эффективным, уместно объединить тематический подход со студийным. Для работы в такой группе важным условием является структурирование самого процесса взаимодействия и отдельных упражнений. Для участников именно структурированность упражнений может послужить хорошей защитой от тревоги по поводу собственной уязвимости и открытости в отображении внутренних образов.
Свободные ассоциации по поводу законченных работ помогают прояснить переживания. Возможно, такое "познание" будет происходить на подсознательном уровне, и автор почувствует эмоциональное освобождение без сознательного осмысления своего произведения. При развитой рефлексии у каждого участника в группе есть возможность осознать и исследовать образы своего подсознания, а также увязать их с собственным внутренним миром и системой отношений с другими людьми.
В обоих случаях собственный спонтанный рисунок и весь процесс творческого взаимодействия в группе может способствовать приобретению нового чувственного опыта.
Возникновение любых связей между созданными образами и внутренним опытом автора – это акт интеграции – развития.
План взаимодействия в арт-терапевтической сессии.
1. «Разогрев» (разминка). Идея: почувствовать свое тело, ощутить реальность настоящего момента, доверие к группе. Удовольствие от игры и телесные ощущения создают хорошее начало для спонтанного художественного самовыражения.
2. Выбор темы. Идея: участникам группы предлагается выбрать одно из нескольких направлений (внутренний мир, отношения). В зависимости от выбранной темы работа может быть групповой, в парах или индивидуальной. Спонтанное рисование. Идея: выражение своих чувств, потребностей, фантазий с помощью цвета и линий. Создание образов и символов.
3. Подведение итогов. Идея: созерцание и обсуждение рисунков (по желанию автора). Круг чувств.