Статья из электронной версии Вестника психоанализа №1/2010
Пассионарность - повышенная тяга к активной деятельности. Не у всех людей пассионарность присутствует или реализуется в полной мере, поэтому основные невротические проблемы, с которыми обращаются клиенты к психоаналитику - это неудовлетворенность своей активностью, невозможность реализовать её в профессиональной или личной жизни. Чаще всего недостаток энергичности проявляется одновременно во всех сферах деятельности человека. При наличии гиперпассионарности клиенты могут находиться в затруднительном положении по поводу правильного использования этой энергии, которая вне их контроля реализуется импульсивно, агрессивно, сексуально.
Прежде чем принимать решения по регулированию активности клиента, следует понять источники пассионарности, характеристики личности каждого отдельного пассионарного человека и только после этого намечать способы регулирования этой активности. Поэтому диагностика пассионарности становится первичной в работе психоаналитика и проводится как в процессе первых установочных сессий, так и на протяжении всего процесса терапии в виде мониторинга.
Почему у одних людей много энергии, а у других - мало? Где черпает энергию пассионарий? Ответ на этот вопрос был найден Л. Н. Гумилевым в трудах В. И. Вернадского, открывшего и описавшего тот вид энергии, за счет которого живые организмы растут, размножаются и совершают работу всех типов, а живое вещество биосферы Земли выступает как активная геологическая сила.
К.Фрумкин считает, что источник психической энергии находится не столько в космосе, сколько в самом человеке, и «было бы логично, если бы действовавшая в истории человеческая энергия была истолкована как энергия сексуальная»1. По его мнению, пассионарность уже давно получила свое объяснение в теории психоанализа.
На самом деле, фрейдовская концепция психической энергии не предназначена для объяснения таких явлений как психическая усталость, различия в жизненной силе и т.д.; она разъясняет проблемы перемещения внимания, интереса с одного объекта или вида деятельности на другой.
С позиций концепции доминанты А. А. Ухтомского: «Доминанты мозга всегда стоят между человеком и средой. Какие доминанты, такие и мы сами, так реагируем на события и на других людей»2. Л. П. Павловой и А. Д. Ноздрачевым, психологами из Санкт-Петербурга, создан комплекс методик определения силы и устойчивости доминант мозга у людей разного типа поведения. С помощью специальных приборов обнаружено, что «наибольшая быстрота активной адаптации к стресс-факторам и к новой напряженной деятельности сопровождается формированием мощных и устойчивых кортикальных доминант на фоне максимально высоких энергетических трат в периоды волевого преодоления трудностей. У таких сверхактивных лиц выявлен наиболее высокий резерв физиологической лабильности (функциональной подвижности) мозга, что и определяет силу доминант мозга и избыточность энергии в деятельности» 3.
В психоанализе используются иные методы диагностики, построенные на диагностической беседе, наблюдении, анализе результатов деятельности, проективных методах.
С помощью данных методов мы можем определить энергетический потенциал личности (пассионарии, персистенты и субпассионарии), наличие условий для реализации имеющегося потенциала, степень невротичности, если потенциал личности используется не в полной мере.
Первый признак, на который следует обратить внимание диагносту, это половая принадлежность человека, адекватность использования своей половой роли в жизни, удовлетворенность своей социальной половой ролью (гендерность), влияние половой роли на другие жизненные показатели (успешность, самооценка, удовлетворенность отношениями и др.).
По мнению Л. Н. Гумилева, мужчины более пассионарны, женщины - менее пассионарны. У женщин более проявлен инстинкт самосохранения, поэтому они ограждают себя от рискованных действий. Женщина (особенно мать детей) будет стремиться выжить там, где мужчина - пассионарий «на рожон полезет». «Как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. Ведь пассионариями в полном смысле слова мы называем людей, у которых этот импульс сильнее, чем инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и видового. У подавляющего большинства нормальных особей оба эти импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную»4. Автор этнической теории, на самом деле, к гармоничным личностям относит большую часть населения (как мужчин, так и женщин).
В. В. Розанов5 вводит для измерения силы пола в мужчине восьмибальную шкалу, и на вершине этой шкалы стоят неистовые викинги и прочие потрясатели истории, иначе говоря, пассионарии.
Мы считаем, что и мужчины, и женщины одинаково способны к проявлению пассионарности, только энергия их пассионарности направлена на разные цели.
При неадекватном использовании своей половой роли могут быть проявлены различные социальные неудовольствия, например:
Женщина привела на прием к детскому психоаналитику мальчика 8 лет, у которого педагоги в оздоровительном лагере отметили яркое проявление склонности к выполнению социальной половой роли девочки (кокетство, использование женских украшений, предпочтение игр и видов увлечений женской направленности). Мама при этом демонстрирует повышенный уровень мужских предпочтений в одежде, профессии, общении. Единственное её неудовольствие - это слабовольные, несексуальные мужья, которые оба продолжают жить с ней вместе и «мяу сказать не могут». У мальчика при этом наблюдается подавление его природной мужской пассионарности, снижение её уровня и переориентировка на женский тип, как более адекватно отражающий сущность его реальной деятельности.
Второй диагностический признак – это сексуальность: сила и проявления в соответствии с возрастом.
Каждой стадии психосексуального развития человека соответствуют свои проявления. На оральной стадии младенец испытывает удовольствие от поглощения пищи, а также от усвоения той информации, которая передаётся ему от ближайшего удовлетворяющего его окружения. На анальной стадии удовольствие связано с процессами переваривания и выделения (как пищи, так и информации), с процессами копирования и творчества. К окончанию анальной стадии происходит осознание себя мальчиком или девочкой, повышается интерес к половым органам, к собственному телу, появляется потребность испытывать удовольствие от собственного тела (от рассматривания, от поглаживаний, мастурбации, которая носит исследовательский характер). На фаллической стадии с развитием процессов мышления происходит сравнение себя с другими и вычленение своих особенностей половых как значимых. Гордость, хвастовство, соревновательность в любой деятельности начинают доставлять детям удовольствие. Мастурбация становится направленной на получение сексуального удовольствия. Сексуальность у детей мы называем инфантильной. В отличие от взрослой, зрелой сексуальности, либидо ребенка направлено на себя, проявляется локально, отдельными зонами и за исключением мастурбации, почти полностью сублимируется.
Нарушения в проявлении сексуальности становятся видимыми для диагноста, когда не соответствуют стадии психосексуального развития:
- Мальчик 9 лет (латентная стадия) проявляет повышенный интерес к телу других детей: снимает с них одежду, заглядывает под платье девочкам, забегает в туалет к девочкам, подглядывает в раздевалке. Интерес вызывает у него повышенное сексуальное возбуждение, что снимается мастурбацией на уроке [пассионарий с задержкой психосексуального развития на фаллической стадии].
- Женщина 29 лет (зрелая генитальная стадия) не испытывает удовольствие от сексуальных контактов, если они не направлены на зачатие ребенка. После зачатия интерес теряется к мужчине как сексуальный, так и социальный [персистент с фиксацией на анальной стадии, проявленной в детотворчестве].
- Девушка 18 лет (зрелая генитальная сексуальность) ко дню совершеннолетия рассматривает вопрос о продаже своей девственности, затем предлагает себя на сайте знакомств в качестве суррогатной матери, а затем, не реализовав ни то, ни другое, начинает заниматься проституцией с последующим употреблением наркотических средств [субпассионарий, не умеющий и не желающий управлять своими влечениями].
Постановка диагноза с позиций пассионарности дает возможность в дальнейшем наметить пути преодоления тех проблем, которые проявляются в социальных отношениях, но заложены в развитии сексуальности человека. Энергию пассионарного человека направляют в социально-значимую деятельность (социализируют), а имеющиеся задержки в развитии помогают «прожить» в психоаналитической терапии. Персистентам расширяют границы возможностей для реализации своей сексуальности, субпассионариям помогают найти способы сублимации, смещения, управления своей сексуальностью. Для этого может понадобиться не один терапевт, а усилия нескольких помогающих близких людей.
Третий диагностический признак - склонность к риску. С. П. Диков6 предлагает измерять пассионарность как проявление стремления человека к риску. Автором предпринята попытка выявить количественные характеристики пассионарности в связи с оценкой склонности испытуемых к «бескорыстному риску»7.
В теории А. В. Петровского понятие «бескорыстный риск» - готовность человека добровольно ставить себя в ситуацию потенциальной угрозы любого характера (в том числе связанную с возможностью причинения себе физического ущерба вплоть до угрозы жизни), при отсутствии какой-либо видимой перспективы получить за это материальное или социальное вознаграждение.
Известно, что количество пассионариев в обществе со временем уменьшается, так как они ведут очень рискованный образ жизни: гибель пассионариев и их генов происходит во время тяжелых войн, так как пассионарные воины часто погибают молодыми, не использовав своих возможностей полностью и не передавши своих качеств по наследству. Но пассионарность столь же активно падает во время глубокого мира, причем даже быстрее, чем в жестокие времена. Во время войн женщины ценят героев, идущих в бой, благодаря чему те, прежде чем погибнуть, успевают оставить потомство, причем далеко не всегда в законном браке. Дети вырастают и совершают такие же поступки, как и их отцы. И, наоборот, в тихие эпохи идеалом становится аккуратный семьянин, вследствие чего пассионарий не может найти себе достойного места в жизни.
Инстинкт смерти пассионариев более ярко проявляется, чем у других категорий людей. Чем выше уровень пассионарной энергии, тем менее у человека представлен инстинкт самосохранения, и тем чаще можно констатировать скрытые формы суицидального поведения в виде рискованного поведения и самопожертвования. Например, неистовые пассионарии (фанатики) проявляют высочайший уровень энергии. Но у них инстинкт самосохранения начисто подавлен рассудочной деятельностью. Неистовый пассионарий знает или предполагает, что смерть неизбежна (его могут убить, отвлекает противника на себя ради совершения другими людьми необходимого действия), поэтому мы можем говорить о сознательной установке пассионария на умышленное лишение себя жизни (т.е. скрытый суицид).
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.
Субпассионарии - категория лиц с "отрицательной пассионарностью". Их " пассионарность меньше, чем импульс инстинкта" 8. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что дезадаптация этих личностей к среде обитания, провоцирует их на самоубийство. Но, вследствие недостаточности энергии, они не могут совершить реальный акт суицида. Вся их жизнь – это постепенный переход к смерти. При этом факторы, провоцирующие смерть, представлены в их жизни в большом количестве: это неблагоприятные условия жизни (бродяги, бомжи, содержатели притонов алкоголиков и наркоманов в своей квартире, неработающие, беженцы и др.), это бесконтрольное удовлетворение своих влечений (алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность, обжорство, воровство и др.). Эти люди умирают раньше других вследствие болезни, бытовых драк, от голода, замерзают на улице, погибают в катастрофах вследствие алкогольного и наркотического опьянения, от передозировки наркотиков и т. д.
На приемах психоанализа субпассионарные личности констатируют: «И жить не хочется, и умереть нет сил». Поэтому ими выбираются другие способы самоуничтожения, не требующие энергетических затрат. Карл Меннингер назвал эти способы «хронической формой самоубийства»9.
Пассионарные люди обращаются с проблемой потерянного риска, который приносил ранее яркие переживания. Отказ от рискованного поведения им не свойственен и проявляется в невротизации.
Персистенты редко проявляют склонность к риску, только в ситуациях крайней опасности для своей жизни или жизни близких людей.
Четвертый диагностический признак – отношение к своему здоровью, состояние здоровья. Создание благоприятных условий для физического развития с древних времен рассматривалось учеными как предпосылка к активному образу жизни. Арабские ученые внесли в науку медицинские знания, что именно в теле находится источник энергии и активности человека. Арабский мыслитель Ибн Рушд, изучая устройство человеческого тела и его органы чувств, показал зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы. Выдающийся врач в истории медицины Ибн Сина (Авиценна) придерживался идеи о зависимости психических явлений от физиологических. Он был одним из первых исследователей в области возрастной физиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды10.
Здоровое тело как источник активности человека рассматривается и современными учеными: психологами, врачами, педагогами. Никто не станет возражать, что здоровый человек более активный, по сравнению с больным. Хотя энергии, по-видимому, в организме не уменьшается, но направляется она у больного человека на борьбу с болезнью. Поэтому внешне человек выглядит обессиленным, слабым.
продолжение см. здесь