Главная > Тексты > Змановская Е.В. Психоанализ семьи: исторические парадоксы, теоретические модели, терапевтические возможности.

Змановская Е.В. Психоанализ семьи: исторические парадоксы, теоретические модели, терапевтические возможности.

Змановская Е.В.

Психоанализ семьи: исторические парадоксы, теоретические модели, терапевтические возможности

Я полагаю, что психоаналитическая практика сталкивается с рядом фундаментальных трудностей, поскольку устанавливает связь между сознательным и бессознательным; однако я не преуменьшаю важность вопроса о необходимости исследовать слабые места, которые являются следствием несовершенства теоретической конструкции и неудачных технических средств.
Уилфред Бион

Супружество и семья представляют собой ту социальную реальность, в которую включены большинство современных людей. На психологическом уровне семья ассоциируется с личными отношениями, любовью и привязанностью. Данные темы доминируют в материале большинства пациентов. Все, кто приходят в аналитический кабинет, так или иначе, испытывают фрустрацию, связанную с любовью («любовный голод») в прошлом или настоящем, к себе или другим.
Как научная система психоанализ должен соответствовать принципу реальности, иными словами, он призван отражать и признавать реалии современного мира. Большая часть запросов на терапию содержит задачу улучшения или даже создания личных отношений. На фоне кризисных явлений брака и повышения персональной свободы людей, их брачно-семейные отношения становятся все более сложными. В связи с этим возникает вопрос об адекватности наших терапевтических представлений о психологической сущности современного супружества, характер которого существенно определяет жизнь семьи в целом и каждого индивида в отдельности.
Супружеские отношения все менее регулируются обществом и все более определяются самой парой. Современные люди рассматривают брак не как долг или традицию, но прежде всего, как способ личного удовлетворения. При этом достигнутая свобода в построении собственных супружеских отношений на практике часто превращается в мучительное испытание. Лишенные каких-либо предписаний люди теряют ориентиры, не понимая, в каком направлении им следует двигаться, что предпочесть - свободу или обязательства. Каждая супружеская пара вынуждена вырабатывать собственные правила семейной жизни. Далеко не всем удается договориться, поскольку каждый из супругов отстаивает право на личное мнение, не желая уступать первенство другому.
Отличительной особенностью психоанализа всегда были не только оригинальные концепции, но и наиболее тесная связь теории и практики. Как известно, психоанализ базируется на ряде постулатов, которые с одной стороны составляют его научную основу, с другой – самобытную мифологию. В списке ключевых понятий психоанализа: бессознательное, инфантильная сексуальность, эдипов комплекс, вытеснение, интрапсихический конфликт.
Последняя категория имеет особое значение для психоаналитической практики. Не углубляясь в научную дискуссию, можно определить конфликт как борьбу несовместимых тенденций (влечений, желаний, представлений). В широком понимании – это противоречие, лежащее в основе психической жизни индивида и его развития. В психоаналитическом ключе – это столкновение непримиримых требований (Лапланш, Понталис, 1996).
Семейная психотерапия теснейшим образом связана с феноменом конфликта: 1) она появилась в результате обострения внутренних противоречий, накопившихся в психоанализе; 2) ее внутреннее содержание включает исследование процесса проекции интрапсихических конфликтов на арену межличностных отношений; 3) наконец, она нацелена на снижение остроты и деструкции межличностных конфликтов.
В связи с этим, вопрос о появлении и сущности семейной психотерапии хотелось бы осветить сквозь призму исторических парадоксов психоанализа.

Парадокс первый. Фрейд рассматривал семью как среду, где люди приобрели свои невротические конфликты. В качестве объекта психоаналитического исследования семья не очень интересовала Фрейда. Описывая семейные отношения, например, в случае страдающего фобией Маленького Ганса, Фрейд, прежде всего, занимался анализом эдипова комплекса ребенка, но отнюдь не семейной динамики (Фрейд, 1990). Более того, он стремился к максимальной защите терапии от влияния родственников. Первый парадокс психоанализа состоит в противоречии между постулатом о ведущей роли родителей в психической реальности индивида и полным игнорированием его реальной семейной ситуации.

Парадокс второй. Отношения представляют ведущую ценность для большинства современных людей. На фоне кризисных явлений брака и повышения персональной свободы индивидов, их брачно-семейные отношения становятся все более сложными. Пациенты ожидают от терапии улучшения личных отношений. В то же самое время, аналитик, преданный психоаналитической мифологии, заявляет, что психоанализ не решает социальные проблемы, и что он – психоанализ - направлен на исследование бессознательных процессов индивида и его примирение с собственной жизнью.
Насколько данная установка соответствует современной реальности? Судя по негативной реакции пациентов – довольно слабо. Вполне возможно, что пациенты сопротивляются не столько осознанию болезненного материала, сколько недостаточной адекватности терапевтических установок. Таким образом, второй парадокс психоанализа можно обозначить как противоречие между актуальным запросом пациентов на решение их интерперсональных проблем и фиксированной установкой психоаналитической техники на разрешение интрапсихического конфликта пациента.

Парадокс третий. Психоаналитическая терапия требует серьезных усилий как со стороны терапевта, так и в отношении пациента. Однако положительные результаты индивидуальной работы нередко растворяются, как только пациент возвращается в дисфункциональную семейную среду. Вопреки терапевтическим стараниям прогресс в лечении может не наблюдаться, поскольку семья пациента, оставшаяся за пределами аналитической ситуации, бессознательно препятствует любым изменениям.
Психоаналитическая кушетка формирует доверительный альянс пациента с психотерапевтом, некий «психоаналитический брак», а благодаря эротическому переносу в ряде случаев и скрытый любовный роман. Родственники, оставшиеся по ту сторону терапевтического кабинета испытывают растерянность, брошенность, зависть, ревность, страх, освобождение от близости, приводящие в том числе к кризису супружеской интимности и разводу. Третий парадокс: исключая из своего влияния семью пациента, мы сами становимся жертвами ее негативного влияния.

Не удивительно, что по мере становления психоанализа, обнаружились его явные ограничения в работе с семьей и другими социальными группами. В связи с этим Сальвадор Минухин (1989) писал:
«Мы поняли, что вырванный из социального контекста индивид – это мифическое чудовище, иллюзия, созданная нашими психодинамическими представлениями» (цит, по: Николс, Шварц 2004).
Таким образом, на фоне разочарования психоанализом в середине прошлого столетия зародился семейный подход, который к настоящему времени оформился в самостоятельную научно–практическую систему – семейную психотерапию.

Примирение психоанализа с семьей, его своеобразное эго-расширение, стало возможным благодаря развитию таких современных его направлений как эго-психология и теория объектных отношений, уделивших принципиально иное внимание человеческим взаимоотношениям.
В арсенале психоаналитических концепций семейной динамики довольно внушительный перечень имен и теорий. Это: интерперсональная концепция Гарри Салливана; теория привязанности Джона Боулби; теория сепарации–дифференциации Маргарет Маллер; теория объектных отношений Дональда Винникота, концепция диалога внутренних объектов Генри Дикса; теория психосоматического партнерства Дэвида и Джил Шарфф, и другие.

Ключевое значение для психоаналитической семейной терапии имеет концепция проективной идентификации Мелани Кляйн и ее последователей, позволяющая объяснить иррациональный механизм формирования деструктивных отношений в семье. В соответствие с данной теорией супруги проецируют друг на друга детские представления, испытывая значимые для себя переживания и побуждая партнера делать с ними то, что делали с ним его собственные родители в далеком прошлом. Таким образом, люди в семье воспроизводят привычные для них паттерны взаимодействия (в том числе болезненно-деструктивные), а благодаря симптоматическому поведению заставляют других чувствовать то, что чувствуют они сами, но не могут выразить.

Среди основателей семейной терапии были те, кто сохранил максимальную преданность классическому психоанализу, например, Натан Аккнрман с его теорией анализа и «щекотания» (раскачивания) защит.
Наряду с монотеориями в семейной терапии представлены и интегрированные подходы. Отто Кернберг, анализируя супружество, объединяет теорию влечений с эго-психологией и теорией объектных отношений одновременно. По его мнению в основе семейных отношений лежит любовь, включающая 4 составляющие: 1) сексуальное возбуждение; 2) нежность; 3) идентификацию с партнером; 4) зрелую форму идеализации с обязательствами; 5) страсть (наличие сильных чувств) (Кернберг, 2000) .
Другой известный исследователь - семейный терапевт Мюррей Боуен - успешно соединил психоаналитические идеи с системным подходом, предложив для анализа семейной динамики такие важные метафоры как эмоциональное слияние, дифференциация-сепарация, триангуляция и другие. Рассматривая семью в широком контексте, Боуен уделял существенное внимание исследованию межпоколенных связей (бессознательным процессам в расширенной многопоколенной семье), для чего им был предложен метод генограмм (Бейкер, Варга, 2005).
В настоящее время, под семейной терапией понимают совокупность теорий и методов, основанных на понимании людей в семейном контексте.

Что объединяет различные семейные подходы? Если обычный психотерапевт работает с индивидом (его переживаниями, фантазиями, прошлым опытом), то семейный терапевт фокусирует свое внимание на семье как целостном образовании, на интерперсональных отношениях и взаимодействии между отдельными людьми и их коалициями. Психоаналитическая семейная терапия рассматривает перечисленные характеристики в контексте неосознаваемых процессов.
Показаниями для семейной терапии в целом выступают: трудно контролируемые супружеские и семейные конфликты; повторяющиеся негативные события (например, измены); невротические расстройства и психосоматические расстройства у детей или у супругов; симптоматическое поведение, например, зависимости, подкрепляемые со-зависимым поведением членов семьи (Змановская, 2011).
Семейная психотерапия имеет достаточно привлекательный для пациентов сеттинг: 1-2 встречи в неделю, 10-30 встреч, продолжительностью от 1 до 3 часов. Возможно сочетание парной, групповой и индивидуальной работы.

Психоаналитическая семейная терапия активно развивается в мире, приобретая все более разнообразный опыт и собственную идентичность. Цель психоаналитической семейной терапии можно сформулировать как освобождение членов семьи от бессознательных ограничений, которые мешают им развиваться и получать удовлетворение от совместной жизни. В настоящее время психоаналитическая семейная терапия реализуется в трех основных формах: 1) терапия диадных отношений «мать-дитя»; 2) групповая семейная терапия, в рамках которой объединяется вся семья; 3) супружеская (парная) психоаналитическая терапия (последняя получила наибольшее развитие).
Предметом психоаналитического исследования выступает семейное бессознательное или скрытые аспекты семейной жизни. В соответствие с психоаналитическими представлениями истоки брачно-семейных отношений лежат в иррациональных процессах. Многое из того, чему мы ежедневно становимся свидетелями, непросто объяснить: Как происходит выбор брачного партнера? Почему влюбленность проходит, а идеализация партнера непременно сменяется его обесцениванием? Почему люди оказываются вместе и почему для них становится невозможно быть вместе? Почему в одних случаях дети в точности повторяют судьбу родителей, а в других – напротив существенно отклоняются от родительского образца…. Психоанализ позволяет ответить на самые трудные вопросы, например, как и для чего в семьях с фатальным постоянством воспроизводятся прошлые конфликты, привычные отношения и фиксированные сценарии.

Несмотря на очевидную ценность психоаналитического подхода, большая часть российских специалистов продолжает придерживаться системного подхода - психоаналитическая семейная терапия пока еще не получила столь же широкого распространения.
Существуют проблемы как в профессиональной подготовке психоаналитически ориентированных семейных терапевтов, так и в процессе формирования профессионального сообщества. В последнее время наметились обнадеживающие тенденции. С 2005 года на базе Восточно–Европейского Института Психоанализа (Санкт–Петербург) организован и систематически проводится цикл переподготовки для врачей и психологов по направлению «Системно–динамическая семейная психотерапия», а также цикл усовершенствования по психоаналитически ориентированной парной терапии. Опыт обучения семейных терапевтов свидетельствует о существенном повышении интереса специалистов к этому направлению, а также о все возрастающем социальном спросе на данный вид психологической помощи.

В заключение хотелось бы подчеркнуть важность исторического момента. Психоанализ как непрерывно развивающаяся научно-практическая система переживает интересный момент поиска новой идентичности. Хочется выразить надежду на то, что категория отношений станет центральной в новых «психоанализах», а психоаналитическая терапия отношений займет достойное место в ряду уже существующих психологических методов.

Использованная литература:
1. Бион У.Р. Научение через опыт переживания /Пер. англ. – М.: Когито-Центр, 2008. – 128 с.
2. Змановская Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика. –СПб.: Питер, 2011. – 288 с. – (Серия «Мастера психологии»).
3. Кернберг О.Ф. Отношения любви: Норма и патология /Пер. с англ. – М.: Независимая фирма « Класс», 2000.- 256 с.
4. Лапланш Ж.., Понталис Ж..-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с фр. – М., 1996. – 623 с.
5. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. – М.: Эксмо, 2004. – 960 с.
6. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. /Под ред. К. Бейкер, А. Варги. М., 2005. – 430 с.
7. Шарфф Дж. С., Шарф Д. Э. Терапия пар в теории объектных отношений. / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2008. – 384 с.
8. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. – М., 1990. – 370 с.
9. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989. – 456 с.

Источник: Змановская Е.В. Психоанализ семьи: исторические парадоксы, теоретические модели, терапевтические возможности //Вестник психоанализа. - №1, 2011. – СПб: ВЕИП, 2011 – С.184-195 (1 п.л.).